25.11.2009

Ratio economica: Модернизация-37

Сергей Гуриев, Олег Цывинский


Мы собирались написать эту статью о том, что казалось нам самым важным вопросом после послания президента Медведева: можно ли в современной России осуществить модернизацию без политической либерализации. Но трагическое событие прошлой недели — гибель в тюрьме юриста Сергея Магнитского — отодвинуло для нас все остальные темы.

Мы знаем, что эта смерть уже не новость. Мы знаем, что за последние несколько дней читатель «Ведомостей» получил исчерпывающую информацию об этом деле. Но мы не можем об этом не написать. Потому что без статьи о гибели Сергея говорить о любых других аспектах модернизации абсолютно бессмысленно. Ведь для читателей «Ведомостей» — и для нас лично — нет и не может быть ничего важнее. Какая разница, растет индекс РТС или падает, что происходит со ставкой процента или обменным курсом, если наша жизнь ничего не стоит? Стоит ли говорить о профессиональной элите, которая могла бы поддержать модернизацию? Стоит ли говорить об исполнении контрактов, если юристов берет в заложники противная сторона? Стоит ли обсуждать, насколько защищены права собственности, если у собственника нет права на жизнь?

Сергею было всего 37 лет, он был отцом двух детей и управляющим партнером американо-российской юридической фирмы Firestone Duncan. Судя по информации из открытых источников, он погиб потому, что выполнял свой профессиональный долг — работал в соответствии с законом и интересами своего клиента. Его клиент никогда не критиковал Владимира Путина. Более того, во время дела ЮКОСа Билл Браудер неустанно выступал на стороне российских властей. Это не помогло Биллу — его борьба за права акционеров неназванной российской углеводородной компании стоила ему права въезда в Россию. Российский бюджет потерял гораздо больше. Дело, за работу над которым попал в тюрьму Сергей, заключалось в том, что оборотни в погонах украли у Браудера три компании, а затем использовали их для воровства 5 млрд руб. российских налогоплательщиков.

далее...

Ведомости