10.11.2009

Шувалов родил АвтоВАЗу «дочек»

В Тольятти создадут дочерние компании для трудоустройства увольняемых с волжского автозавода 15 тыс. человек

Фото: ИТАР-ТАСС
Как заявил в понедельник первый вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов, для того чтобы принять 15 тыс. работников АвтоВАЗа старшего возраста, волжский автогигант создаст две дочерние компании. Чем они будут заниматься, пока неизвестно. По версии опрошенных газетой ВЗГЛЯД экспертов, любому инвестору, в том числе государству, сегодня легче построить новый завод, чем модернизировать уже имеющиеся мощности АвтоВАЗа.

Продолжение банкета

АвтоВАЗ создаст две дочки, куда перейдут 15 тыс. работников завода. Об этом, как сообщает РИА «Новости», заявил первый вице-премьер России Игорь Шувалов.

«Сейчас любые действия по уменьшению числа работников улучшат положение завода»

По его словам, речь идет о компаниях «АвтоВАЗ Перспектива» и «Реформинг центр». В них будут трудоустраивать работников завода пенсионного и предпенсионного возраста, а также тех, кто временно решил его покинуть.

По словам Шувалова, на двух этих дочерних предприятиях будет создано до 15 тыс. новых рабочих мест. «Никто не будет уволен, – отметил Шувалов. – Мы исходим из того, что создаются новые рабочие места, и предлагаем людям воспользоваться новыми возможностями трудоустройства».

Тайна за семью печатями

Что конкретно будут производить «АвтоВАЗ Перспектива» и «Реформинг центр», чиновник не сообщил. Однако, как считает аналитик Банка Москвы Михаил Лямин, вероятнее всего, новые компании будут заниматься подготовкой к модернизации мощностей. По его мнению, выведение за штат работников старшего возраста продиктовано социальными причинами. «При сокращении этих людей увольняют первыми – их переквалификация меньше окупается», – отмечает Лямин.

Другие опрошенные газетой ВЗГЛЯД эксперты выдвигают еще более смелые версии. «Не факт, что сам Шувалов знает, чем будут заниматься эти компании: это похоже на демонстрацию заботы о работниках со стороны государства», – отмечает независимый автоэксперт Сергей Асланян. По его мнению, заводу это решение уже не поможет. «Он системно нежизнеспособен, там нужны огромные сокращения – 80–90% работников», – констатирует Асланян. Эксперт утверждает: в данной ситуации любому инвестору легче построить новый завод, чем модернизировать старый.

Наконец, сам Шувалов напустил еще больше туману, сообщив, что он не исключает развертывание в Тольятти... авиастроительного предприятия. «Есть возможность использовать квалифицированные рабочие кадры, которые были задействованы на волжском автозаводе, для создания новых предприятий, в том числе сопряженных с созданием самолетов, то есть авиастроением», – цитирует чиновника «Интерфакс».

Ликвидировать любой ценой

Впрочем, чем бы ни объяснялось желание Шувалова перевести с АвтоВАЗа на другую работу 15 тыс. человек, отраслевые аналитики отмечают, что это пойдет волжскому автогиганту во благо. «Сейчас любые действия по уменьшению числа работников улучшат положение завода», – отмечает Михаил Лямин.

Напомним, тема увольнений на находящемся в плачевном финансовом состоянии заводе была крайне актуальной всю осень. Так, в середине сентября глава завода Игорь Комаров подписал приказ о сокращении 5 тыс. сотрудников.

После этого появились слухи о готовящемся грандиозном увольнении – за воротами автогиганта предполагалось оставить 27,6 тыс. работников. Однако эти сообщения были опровергнуты властями, которые заявили, что увольнений больше не будет.

Убрать с баланса

По мнению источника газеты ВЗГЛЯД в правительстве РФ, рождение Шуваловым двух дочек и намерение перевести на них 15 тыс. человек – не более чем желание без социального взрыва в Тольятти кардинальным образом снизить количество рабочих завода.

«Когда это произойдет, новые предприятия просто будут выведены с баланса завода, станут самостоятельными АО, а там уже как кривая выведет, – уверен источник газеты ВЗГЛЯД. – Выживут в жесткой бизнес-среде – хорошо, не выплывут – ну что ж, с властей все взятки будут гладки». И, по мнению экспертов, у двух «дочек» АвтоВАЗа гораздо больше шансов претворить в жизнь второй вариант, чем первый.

«Я бы не доверил людям АвтоВАЗа что-то, что поднимается в воздух, – отмечает источник газеты ВЗГЛЯД. – При разработке самолетов и вертолетов нужна совершенно другая трудовая культура. А ее работникам АвтоВАЗа пенсионного и предпенсионного возраста привить вряд ли удастся».


Тимур Мухаматулин

Взгляд