23.09.2009

Кинотеатрам отказано в праве не платить отчисления композиторам

 Надо бы платить еще и режиссерам со сценаристами

Комитет по культуре Госдумы РФ отказал кинотеатрам, добивающимся отмены отчислений композиторам за публичное исполнение их музыки в кинофильмах.

В апреле представители 12 петербургских кинотеатров пожаловались губернатору Валентине Матвиенко на то, что действующие нормы Гражданского кодекса слишком разорительны для них, пишет "Коммерсант". В частности, согласно статье 1263 четвертой части ГК, композиторы (единственные из авторов художественного фильма) имеют право получать вознаграждение за публичное исполнение своих произведений, то есть за трансляцию их музыки в кинофильме. Эти платежи составляют как минимум 3% кассовых сборов.

Представители кинотеатров попросили Матвиенко посодействовать отмене этой статьи, ссылаясь на то, что композиторы уже получают вознаграждение, передавая права на свою музыку продюсерам картин. Глава комитета по культуре администрации Санкт-Петербурга Антон Губанков сообщил "Коммерсанту", что его комитет направил в Госдуму соответствующее предложение по изменению норм ГК. Но комитет по культуре Госдумы ответил отказом. "К нам обращаются авторы фильмов, режиссеры, сценаристы с просьбой защитить их права. Мы считаем поддержать их более целесообразным, чем исключать из ГК право композиторов", подчеркнул председатель комитета Григорий Ивлиев.

По оценкам гендиректора Art Pictures Studio Дмитрия Рудовского, написание музыки для фильма с бюджетом до 1 миллиона долларов может принести композитору от 20 тысяч до 50 тысяч долларов - уже при заключении договора с продюсером картины о передаче прав на использование музыки в фильме. Расчеты гендиректора кинокомпании "Профит" Игоря Толстунова скромнее. "Вознаграждение композитору составляет около 1% бюджета картины, еще 2-3% это вознаграждение сценаристу, 3-4% режиссеру, подсчитывает он "Коммерсанту". "Несправедливость в том, что, например, продюсер, который больше всех вкладывает в фильм, получает свою долю в зависимости от сборов фильма, а композитор гарантированно свои 3%", - жалуется Толстунов.

По данным журнала "Кинобизнес сегодня", российский бокс-офис в 2008 году составил 831 миллион долларов. В прошлом году Российское авторское общество получило госаккредитацию на сбор вознаграждения в пользу авторов. При условии, что все кинотеатры заплатили РАО, сборы в пользу композиторов могли составить около 25 миллионов долларов, пишет "Коммерсант".