14.09.2009

Госмонополия на алкоголь: прибыль в казну или лишние расходы?

Совещание о мерах по снижению потребления алкоголя в России, Медведев
Совещание о мерах по снижению потребления
алкоголя в России
Иллюстрация с ресурса kremlin.ru
Как известно, президент Дмитрий Медведев дал правительству поручение рассмотреть возможность введения особых мер по борьбе с алкоголизмом. Одной из них может стать введение государственной монополии на производство и оборот спирта и алкогольной продукции. Рассмотреть последствия такой меры поручено премьер-министру Владимиру Путину в срок до 1 марта.

Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков подтвердил "Коммерсанту", что вопрос о госмонополии рассматривается "в прикладном плане". "Это детали, которые легко решаются,- заверил Песков.- Сначала правительству надо оценить целесообразность формы монополии как таковой". "У нашего государства нет опыта руководства в какой-либо отрасли экономики, и оно в принципе как собственник крайне неэффективно, - говорит "Независимой газете" директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФФРА) Вадим Дробиз. - Что такое алкогольный рынок сегодня? Это 600 заводов по производству алкоголя и еще порядка 100 заводов по производству спирта. Плюс 250 пивных заводов, поскольку пиво так или иначе сделают алкогольным напитком. Грубо говоря, 1 тысяча заводов по всей России со своей инфраструктурой и т.д. Это и дистрибьюторы - около 2,5 тысяч по алкогольной продукции и 500-700 - по пивной отрасли. На круг получается не менее 3,5 тысяч оптовых компаний по всей России, которые осуществляют логистические функции. Плюс 250 тысяч розничных магазинов, которые продают алкоголь. То есть это более 1 миллиона сотрудников алкогольной отрасли".

Оборот отечественного алкогольного рынка - примерно 1 триллион рублей, считает Дробиз. С него государство сегодня получает чистой прибыли 75-80 миллиардов рублей в виде акциза и больше ни о чем не думает. "В случае госмонополии государство получит убыток, - полагает эксперт. - На содержание всей этой структуры оно потратит больше, чем сможет заработать. Частник минимизирует расходы, что никак не получается у государства. Парадокс, но это так и есть".

По данным Росстата, в 2008 году розничный товарооборот продуктов питания составил примерно 253 миллиарда долларов. Примерно 10% приходится непосредственно на алкоголь, уточняет "Коммерсанту" исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский. Но если в магазине нет алкоголя, он лишается до 20% выручки, так как покупатель отказывается и от приобретения сопутствующих товаров, говорит эксперт. То есть в случае отказа от торговли алкоголем розничные операторы могут потерять до 51 миллиарда долларов.

По словам адвоката Московской областной коллегии адвокатов Дениса Узойкина, любая форма монополии, будь то создание государственного оператора, введение квот или ужесточение условий лицензирования производства и торговли (к примеру, запрет на реализацию алкоголя в магазинах площадью менее 1 тыс. кв. м), будет означать ограничение прав частных собственников. Согласно ст. 1 Гражданского кодекса, это разрешено только "в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". "Организация монополии ради избавления России от алкоголизма вполне в эту норму укладывается",- отмечает Узойкин "Коммерсанту".