01.09.2009

Социологический опрос: мужчины готовы стать стахановцами за вознаграждение, а женщины – за идею

SuperJob.ru, поиск работы

Казалось бы, такое средство мотивации, как трудовое соревнование, осталось далеко в прошлом и не может вызвать энтузиазма у современных работников. Но, как показал опрос, проведённый Исследовательским центром рекрутингового портала SuperJob.ru по заказу газеты «Ведомости», многие современные россияне не только помнят подвиг Стаханова, но и готовы повторить его в своей сфере деятельности. Правда, не все готовы делать это безвозмездно.

В советские времена жизненный путь Стаханова должен был изучить каждый школьник, поэтому многие россияне среднего и старшего возраста и сейчас могут назвать год рождения новатора угольной промышленности, героя социалистического труда Алексея Стаханова и основные вехи его жизни. В отличие от них молодое поколение к подвигам шахтёра-рекордсмена чаще относится скептически, называя историю Стаханова «классическим пиар-ходом 30-х годов» и образцом советской пропаганды. Тем не менее, о подвиге Стаханова знает 85% опрошенных россиян. При этом более половины респондентов (52%) знает о нём подробно, а треть (33%) – что-то слышала. Любопытно, что мужчин, подробно знающих о подвиге советского шахтёра, значительно больше, чем женщин (66% против 37%).

Опрос также показал, что большинство современных россиян не против внедрения практики трудовых соревнований в своих организациях. В целом принять участие в подобном соревновании готовы 75% респондентов. Однако далеко не все из них стали бы перевыполнять производственный план за идею: около половины участников опроса (45%) сообщили, что включатся в трудовое соревнование только в случае материального стимулирования. Респонденты предложили массу вариантов поощрения, которое они бы хотели получить от руководства за переработку: «Премия, 100% оклада»; «Повышение оклада»; «Бонус в размере 15% от проекта»; «Можно машину»; «Бонус в виде абонемента в бассейн или спортклуб»; «Материальная премия либо отгулы в удобное для меня время».

В отличие от них 30% работающих россиян готовы соревноваться безвозмездно, то есть за идею. «Такая деятельность в любом случае окупится. Это показатель квалификации»; «Если это соревнование с конкурентами, то можно и за идею», - комментируют они. Стоит отметить, что среди идейных больше женщин (32% против 27% среди мужчин). Закономерно, что поработать за идею чаще готовы россияне, не имеющие семьи (33% против 25% среди состоящих в браке).

Четверть работающих россиян (25%) не включилась бы в производственное соревнование ни под каким предлогом. Большинство из них считает, что такая практика – это пережиток прошлого, а в современном трудовом коллективе люди и так достаточно нагружены работой: «Не понимаю, что это такое. Мы и так вкалываем, да ещё и за смешную зарплату»; «Все трудовые подвиги в прошлом, сейчас другие времена».