13.07.2009

Ритейлеры начинают готовиться к новому закону "О торговле"

Иллюстрация с сайта x5.ru
Сегодня президиум правительства рассмотрит обновленный законопроект "О торговле".

Закон может быть принят парламентом в сентябре, а в силу в этом случае он вступит с 1 января 2010 года. В доработанном варианте законопроекта нет упоминания о прямом регулировании цен на продукты, ограничении наценок, пороге доминирования или преференциях для поставщиков отечественных товаров. Зато есть несколько принципиальных нововведений, пишут "Ведомости". В частности, отменяются все премии и бонусы для торговых сетей. Единственное вознаграждение, которое по новому закону сеть может получить от поставщика, - это премия за приобретаемый объем товара.

Впрочем, ритейлер может брать плату за рекламные, маркетинговые услуги, но договоры на их оказание должны заключаться отдельно. Сетям запрещается требовать от поставщиков эксклюзивных поставок, взимать плату "за вход" или изменение ассортимента и требовать сведения о договорах поставщика с другими торговыми компаниями. Впрочем, в той или иной форме бонусы наверняка останутся. "Если у меня на полке лежит замороженная курица, зачем мне другие поставщики с такой же курицей? Но, если придет компания, готовая платить за то, чтобы положить свою курицу на мою полку, где лежат такие же курицы, почему я должен отказываться?" - говорит "Ведомостям" топ-менеджер одной из крупнейших торговых сетей.

Другое новшество законопроекта - регулирование сроков оплаты поставок. За продукты со сроком годности менее 10 дней, а также за замороженные мясо и курицу сеть должна рассчитаться в срок не более 10 банковских дней с момента приемки товара. Продукты со сроком годности свыше 30 дней оплачиваются за 45 дней, алкогольная и табачная продукция - за 75 дней. Это соответствует принятым сейчас средним срокам оплаты, утверждают опрошенные "Ведомостями" представители сетей и производители. Исключение - поставки алкогольной и табачной продукции. Средняя отсрочка платежа по ним сейчас составляет 35 дней, т. е. получается, что правительство решило вдвое увеличить срок бесплатного кредита для сетей, негодует представитель одного из крупнейших дистрибуторов табачной продукции.

Российские ритейлеры опасаются, что установленные законопроектом ограничения сыграют на руку иностранным сетям, пишут "Ведомости". Те имеют возможность договориться с зарубежными производителями продуктов о дополнительных скидках и отсрочках платежа - это отследить невозможно. "Коммерсант" изучил на соответствие будущему закону договоры с поставщиками крупнейших в России розничных компаний - X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель" и др.), "Магнита" и Metro Group. Все они оказались потенциальными нарушителями. Гендиректор X5 Лев Хасис надеется, что ритейлерам дадут минимум полгода на перезаключение договоров с поставщиками, пишет издание.