08.07.2009

Половина россиян не доверяют "сарафанному радио"

В интернете они полагаются только на отзывы знакомых и близких

Иллюстрация с сайта ignitesocialmedia.com
Иллюстрация с сайта ignitesocialmedia.com
В России 86% пользователей доверяют онлайн-рекомендациям знакомых и друзей. Однако только 55% - онлайн-отзывам других потребителей, что значительно ниже мирового уровня, где средний показатель равен 70%. Таковы данные глобального исследования компании Nielsen.

Как показывают результаты опроса российских интернет-пользователей, сегодня наблюдается снижение уровня доверия потребителей к большинству видов рекламы. Так, если в 2007 году в ходе аналогичного исследования 61% респондентов сообщили, что доверяют онлайн-отзывам других потребителей, то в апреле 2009 так ответили 55% опрошенных.

"Два года назад 60% россиян говорили, что доверяют сайтам брендов, теперь - 47%, - добавляет директор отдела потребительских исследований компании "Nielsen Россия" Ольга Белова. - В 2007 году 49% выразили доверие такой форме распространению информации о продукте, как спосорство, в 2009 году - 41%".

Единственный вид рекламы, доверие к которому у российских онлайн-пользователей возросло по сравнению с результатами 2007 года - рекомендации знакомых и друзей. К ним прислушиваются 86% опрошенных.

Между тем, данные по российском рынку в части доверия чужим людям отличаются от глобальных. Онлайн-исследование Nielsen показало, что девять из десяти (90%) потребителей в мире доверяют рекомендациям людей, которых они знают, и семь из десяти (70%) доверяет онлайн-отзывам других потребителей (Вьетнам - 81%, Италия - 80% Китай и Франция - по 77%).

"Интересно, что в исследование не включен такой важный источник рекламы как POSM (реклама в точках продаж), - комментирует Sostav.ru старший менеджер по исследованиям исследовательской компании GIM Россия Екатерина Батурова. - С одной стороны, это правомерное решение: реклама в точках продаж, как правило, нацелена на создание сиюминутного интереса к продукту, с другой - есть группа POS-материалов, которая дает возможность выйти на уровень более "серьезной" эмоциональной связи с потребителем".

По ее словам, не оспаривая лидерства рекламы, основанной на личном опыте ("сарафанное радио" и мнения потребителей онлайн), в России POSM вполне могли бы занять позицию в первой пятерке источников рекламы, вызывающих наибольшее доверие.