08.07.2009

Российское авторское общество сочло гостиничный номер публичным местом

И требует денег за работу телевизора

 Федерация рестораторов и отельеров, объединяющая около 1000 российских ресторанов и гостиниц, сообщила, что Российское авторское общество требует с гостиниц отчисления за использование в номерах теле- и радиоприемников. РАО расценивает гостиничные номера как место публичного исполнения музыки, пишет "Коммерсант".

Гендиректор РАО Сергей Федотов считает, что гостиницы должны платить обществу два вида отчислений: 2 рубля за 1 кв. м холлов, фойе, лифтов ежемесячно за трансляцию фоновой музыки в этих местах, а также 0,1% от выручки с продажи номеров. "Потребитель платит за номер в отеле, телевидение является дополнительной услугой, входящей в плату, поэтому работу телевизора в номере можно считать публичной трансляцией",- отмечает он "Коммерсанту".

По словам Федотова, телеканалы и радиостанции в прошлом году обеспечили до трети авторских сборов РАО (в целом составивших 2,1 миллиарда рублей). Еще треть обеспечили театры, остальное - исполнение музыкальных произведений в гостиницах, фитнес-клубах, ресторанах. При этом, по оценкам Федотова, РАО работает только с 15-20% гостиниц, вклад которых в общие сборы составляет сейчас не более 1%, пишет "Коммерсант".

Федерация рестораторов и отельеров настаивает, что РАО неправильно трактует закон, и гостиничный номер - это не публичное место, а жилище. ФРО ссылается на действующее до сих пор постановление пленума Верховного суда СССР от 5 сентября 1986 года "О судебной практике по делам о преступлениях против личной собственности", в котором говорится, что жилищем может быть комната в гостинице. Таким образом, люди, прослушивающие музыку в гостиничном номере, делают это в личных целях. Позицию федерации поддерживает Росохранкультура, пишет "Коммерсант". По словам начальника отдела охраны авторского и смежных прав Росохранкультуры Георгия Сытенко, в ответ на запросы отелей она направила письмо, в котором говорится, что телевизор или радиоточка в гостиничном номере не являются средством публичного исполнения произведений. "Только в том случае, когда гостиница сама формирует контент и осуществляет его вещание по внутренним сетям в номерном фонде, она должна платить отчисления, в том числе за публичное исполнение",- уточнил Сытенко "Коммерсанту".