22.05.2009

Philip Morris уступил JTI лидерство на российском табачном рынке

В I квартале 2009 года многолетний флагман российского табачного рынка Philip Morris уступил лидерство японскому конкуренту - JTI, пишут "Ведомости". По данным AC Nielsen, в I квартале 2009 г. доля JTI на рынке в денежном выражении выросла до 33,4% (рост на 2,3% по сравнению с тем же периодом прошлого года). Доля Philip Morris начала снижаться летом 2008 г. и за I квартал составила 31,1%. В натуральном выражении JTI тоже впереди: 36,8% против 25,1% у Philip Morris. В натуральном выражении JTI стала лидером благодаря покупке компании Gallaher в 2007 г. Первенство в денежном выражении компания объясняет рядом факторов.

По словам генерального менеджера JTI в России Кевина Томлинсона, на фоне кризиса компания наблюдала смещение потребительского спроса в сторону недорогих сигарет: потребление в среднем и дешевом сегменте растет. "У JTI сильные позиции в среднем и низком ценовых сегментах, а Philip Morris более успешно работала в престижном и премиальном сегментах", - говорит "Ведомостям" главный редактор отраслевого информагентства "Русский табак" Максим Королев.

Отгрузки дорогих сигарет у Philip Morris в I квартале сократились на 6% в основном из-за снижения отгрузок флагманского бренда Marlboro (на 14,8%), а вот отгрузки недорогого Bond Street выросли 27,7%. Королев указывает еще на одну причину смены лидера: около года назад JTI завершила реструктуризацию системы логистики - 11 региональных поставщиков заменил крупнейший табачный дистрибутор "Мегаполис" (принадлежит миллиардеру Игорю Кесаеву, входит в холдинг "Меркурий"). Между тем JTI сообщила, что с июня меняет систему продаж своих сигарет на российском рынке, пишет "Коммерсант".

По словам генерального менеджера компании Кевина Томлинсона, по инициативе "Мегаполиса" JTI переходит на систему предварительного заказа своей продукции торговыми точками. За счет этого и с учетом контрактов "Мегаполиса" с другими табачными компаниями, дистрибутор сможет на 20% уменьшить штат своих торговых представителей и на 10% удешевить свои затраты на доставку сигарет (объем сигаретного рынка оценивается в 12,2 миллиарда долларов, "Мегаполис" контролирует около 70%).