14.05.2009

Грезы подешевели

Голливуд вынужден умерить свои аппетиты

Николас Кейдж вынужден
расстаться с красивой жизнью.
СО СЪЕМОК ФИЛЬМА «УЧЕНИК ВОЛШЕБНИКА».
Кризис не обошел стороной и Голливуд. Число фильмов, снимаемых в этом году на фабрике грез, резко снизилось. Эксперты отмечают, что в этом году в центре мирового кино картин будет снято значительно меньше, чем в предыдущем. Американские звезды вынуждены распродавать недвижимость, но получается это далеко не всегда: покупателей не так много. На вопрос о том, когда Голливуд сможет «выйти из тени», ответа не дает никто.

Руководство голливудских киностудий переводит съемки в более дешевые по сравнению с Калифорнией штаты. Правда, речь идет лишь о тех фильмах и программах, в коммерческой выгоде которых на киностудиях не сомневаются. Работа над всеми остальными просто остановлена.

Не лучше, чем с кино, обстоят дела с телевидением и рекламой. Десятки тысяч кинематографистов, 75–80% от общего числа, оказались не у дел и вынуждены ограничиваться случайными заработками или регистрироваться на бирже труда. На случайных же заработках особенно не проживешь. Мало того, что они выпадают редко, так еще и чаще всего приносят лишь минимальную по требованиям профсоюзов оплату – 39 долларов за час работы.

Больше всего от этого страдают, как всегда, рядовые кинематографисты: операторы, осветители, техники, рабочие сцены и так далее. Суперзвезды, однако, тоже не обладают иммунитетом против кризиса. К примеру, Николас Кейдж недавно был вынужден согласиться со значительным уменьшением гонорара за очередной фильм из серии «Сокровище нации». Джиму Кэрри выплатили гонорар за комедию «Безотказный» лишь после того, как кассовые сборы окупили расходы. Микки Рурку, переживающему сейчас вторую молодость, предложили за съемки в «Железном человеке-2» всего 250 тыс. долларов. Правда, в конце концов, гонорар увеличили.

В этом году на голливудских площадках снимаются лишь две картины с большим бюджетом – «Железный человек-2» и «Алиса в Стране чудес», новая версия Тима Бартона. Съемки еще шести должны начаться летом и осенью, хотя в условиях кризиса произойти может все, что угодно. Это крохи по сравнению с активностью, царившей в лос-анджелесских павильонах раньше. Достаточно сказать, что в прошлом году в Голливуде был снят 21 большой фильм, а в 1996 году – 71!

Конечно, в львиной доле потерь виноват кризис. Достаточно сказать, что за три первых месяца 2009 года в Соединенных Штатах были сняты лишь 35 картин. Это на 10% меньше, чем в очень неудачном для Голливуда (из-за двухмесячной забастовки сценаристов) прошлом году.

Осторожность голливудских киностудий ощущается во всем. После того как кассовые сборы «Принца Каспиана» прошлым летом оказались ниже планируемых, киностудия Disney тут же отказалась снимать третий фильм из серии «Хроники Нарнии», несмотря даже на то, что его бюджет удалось сократить на внушительные 50 млн. долларов. Права на картину достались Fox.

В сокращении числа снимаемых в Голливуде крупнобюджетных картин виноват не только кризис. Все дело в том, что продюсеры – люди очень практичные, которые всегда ищут более выгодные условия. В последние же годы в ряде американских штатов (Юта, Нью-Мексико и других) построены более дешевые съемочные павильоны. Не менее важно для них и то, что налоги в Калифорнии выше, чем в других штатах. Последним штатом, предложившим кинематографистам налоговые послабления, стал Нью-Йорк. В результате съемки ряда фильмов и сериалов, в том числе и «Дурнушки Бетти», сейчас проходят на восточном побережье Америки. Свою последнюю работу – «Гран торино», в которой много имеющихся в больших количествах в Калифорнии иммигрантах из Юго-Восточной Азии, Клинт Иствуд снимал в целях экономии в Мичигане.

Несмотря на постоянно сокращающееся число съемочных дней в Калифорнии, законодатели этого штата упрямо отказывались вводить налоговые льготы для киностудий. Главный довод звучал довольно странно – штат не хотел удерживать «неверных» кинематографистов. Неудивительно, что уже зимой съемки в Золотом штате (таково официальное название Калифорнии) практически прекратились.

«Это разбудило законодателей, – сообщил в интервью лондонской Guardian Пол Одли, возглавляющий некоммерческую организацию Film LA, которая достает для продюсеров разрешения на съемки у местных властей. – Калифорния, наконец, поняла, что теряет кино».

С лета Золотой штат вводит налоговые льготы для фильмов с бюджетом до 75 млн. долларов. Конечно, кинематографисты предпочли бы, чтобы в список льготников попали и крупнобюджетные кинокартины, но они рады и такой помощи.

СЕРГЕЙ ЛАВИНОВ

Новые Известия