12.05.2009

Мечта Boeing не сбылась

Клиенты отказываются покупать самолеты Dreamliner

Фото: Reuters
Клиенты Boeing за неделю отказались от 26 самолетов компании. Из них 25 – это новейшие самолеты компании Dreamliner. С начала года Boeing зарегистрировал отказы от 59 самолетов, притом что всего за январь – апрель компания получила заказы на 58 лайнеров. Похожие проблемы и у Airbus. Авиакомпании вынуждены пересматривать контракты на самолеты из-за снижения объемов перевозок, которое приводит к серьезному сокращению прибылей.

Концерн Boeing с 29 апреля по 5 мая зарегистрировал отказы от покупки 26 самолетов, включая 25 новейших лайнеров Boeing 787 Dreamliner («Лайнер мечты»), сообщает Wall Street Journal. Названия компаний, отказавшихся от прежде размещенных заказов, не уточняются.

«С начала года Boeing зарегистрировал отказы от 59 самолетов»

В общей сложности с начала года Boeing зарегистрировал отказы от 59 самолетов. При этом 58 лайнеров концерну заказали в течение января – апреля текущего года. Заказы на 18 лайнеров Boeing получил в течение недели. Турецкая авиакомпания Turkish Airlines, в частности, собиралась приобрести пять самолетов Boeing 777. Стоимость такого заказа по ценам каталога составляла 1,36 млрд долларов.

Мировая авиационная отрасль находится в кризисе из-за постоянного снижения объемов перевозок грузов и пассажиров.

Как сообщала в конце апреля 2009 года Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), мировые авиаперевозки пассажиров за март 2009 года снизились на 11,1% в сравнении с мартом 2008 года. Доходы авиакомпаний от этого упали на одну пятую.

Российские авиакомпании, по сообщению Росавиации, снизили количество пассажиров, перевезенных в марте, на 21,8% до 2,670 млн человек против 3,412 млн человек годом ранее. На международных рейсах пассажироперевозки сократились на 22% до 1,171 млн человек, на внутренних рейсах – на 21,5% до 1,499 млн человек.

Пассажирооборот снизился на 22,3% до 6,685 млрд пассажиро-километров. Заполняемость кресел в пассажирских самолетах в марте снизилась на 3,7% до 67%, при этом на международных рейсах – на 4,9% до 69,6%, на внутренних – на 2,4% до 63,8%

Грузооборот в марте снизился на 21,2% до 278,462 млрд тонно-километров.

Из-за снижения объемов перевозок и прибылей авиакомпаний последние были вынуждены сократить число заказов на новые самолеты.

Так, российская компания S7 аннулировала контракт на покупку 15 самолетов Boeing 787 Dreamliner. Это позволило вернуть депозит в 30 млн долларов. А в конце февраля владельцы авиакомпании говорили о том, что могут пересмотреть контракт с Airbus о поставках самолетов А320.

Из-за снижения количества заказов прибыль Boeing в первом квартале 2009 года сократилась на 50%. Чистая прибыль компании составила 610 млн долларов.

Напомним, в сентябре 2008 года работники компании проводили массовые забастовки, требуя повышения заработной платы и улучшения условий труда. Забастовки работников привели к задержке выпуска новых дальнемагистральных самолетов и к снижению прибыли. В итоге в апреле текущего года Boeing объявил, что сократит ежемесячное производство Boeing 777 с семи до пяти лайнеров.

Европейский конкурент Boeing концерн Airbus также объявил в мае о том, что из-за уменьшения заказов сокращает объемы поставок лайнеров A380 до 14 (ранее планировалось 18).

Галина Камнева

Взгляд