18.03.2009

Государство не торопится спасать АвтоВАЗ от банкротства


 Вчера комиссия первого вице-премьера Игоря Шувалова рассматривала план помощи АвтоВАЗу. Совещание не закончилось ничем конкретным, пишет «Коммерсант».

АвтоВАЗ с октября просит у государства 26 миллиардов рублей. Вчера президент компании Борис Алешин пояснил, что большая часть запрашиваемых средств (14 миллиардов) необходима на погашение денежной задолженности перед поставщиками, которая накопилась в конце 2008 - начале 2009 года. Оставшиеся 12 миллиардов рублей заводу нужно "на поддержание текущей деятельности", сказал он. Под этим также следует понимать в первую очередь отношения с поставщиками. С февраля, то есть с тех пор, как АвтоВАЗ рассчитывается с ними по вексельной схеме, выпущено векселей на 8 миллиардов рублей.

Ранее Борис Алешин сообщил, что убыток АвтоВАЗа в 2008 году составил 6,2 миллиарда рублей, а общий долг достиг 44 миллиардов, из которых 36 - долг перед банками без учета облигаций.

Одним из возможных вариантов помощи, отметил Борис Алешин, является допэмиссия АвтоВАЗа или "увеличение капитала "Ростехнологий" (владелец 25% акций завода) с последующей поддержкой" АвтоВАЗа. Борис Алешин подчеркнул, что этот вариант "вчера обсуждался лишь тезисно" и он никак не согласован с акционерами АвтоВАЗа в лице ИК "Тройка Диалог" и французского концерна Renault.

Существующие механизмы господдержки АвтоВАЗу не подходят, пояснил Алешин. Государство готово гарантировать только до 50% кредитов, взятых заемщиком,- по остальным он самостоятельно предоставляет банкам обеспечение. И в случае непогашения кредита банки сначала должны требовать в суде возврата той его части, которая обеспечена активами заемщика, а это означает банкротство. Только после этого государство может возместить банкам ту часть, которую оно прогарантировало.

Механизм государственной помощи АвтоВАЗу должен проясниться через две-три недели. До 24 марта рабочая группа под руководством заместителя главы Минэкономики Виталия Савельева предложит свои варианты вице-премьеру Игорю Сечину и главе Минфина Алексею Кудрину, после чего в течение одной-двух недель меры должны быть утверждены.

В этом году АвтоВАЗ рассчитывает произвести 590 тысяч автомобилей и продать порядка 640 тысяч автомобилей и сборочных автокомплектов, пишет «Газета». Между тем, в январе АвтоВАЗ продал только 29,1 тысяч автомобилей, в феврале - 29,3 тысячи. На складах предприятия и у дилеров в настоящий момент простаивают около 90 тыс. машин.
«Подход тех, кто выделяет деньги, заключается в том, что выделять их нужно не в черную дыру, а под конкретные предложения конкретного предприятия, - отметил «Газете» первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. - Когда план будет представлен, а специалисты сочтут, что он соответствует определенным требованиям, тогда государство, видимо, и будет давать деньги. Потому что если просто раздавать средства всем желающим, никакого Резервного фонда не хватит».