12.03.2009

Деньги на иномарки в России остались лишь у богатых

 Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала данные о продажах новых автомобилей в январе-феврале. По данным АЕБ, за два месяца они снизились на 36% и составили 252,3 тысячи машин, пишет "Коммерсант".

Среди иномарок первое место занял бренд Chevrolet, второе - Ford, третье - Hyundai. Лидером российского авторынка остается Lada, которая по объему продаж почти втрое опережает Chevrolet.

В то же время продажи премиальных брендов растут второй месяц подряд. Если в январе положительную динамику показали пять премиальных марок (Mercedes-Benz, Lexus, Infinity, Jaguar и Porsche), то в феврале - уже шесть: BMW, Audi, Infinity, Hummer, Cadillac и Jaguar (причем два последних бренда смогли их удвоить), а Mercedes-Benz сохранил их на прошлогоднем уровне.

Потребителя подкупает, что дорогие машины продаются с серьезными скидками, поясняет "Коммерсанту" глава холдинга Genser Игорь Пономарев. Дилер "СТС-Моторс" предлагает на своем сайте внедорожник Cadillac Escalade стоимостью 2,86 миллиона рублей со скидкой 700 тысяч рублей. Представитель Cadillac Роман Скольский уточняет, что скидки предлагаются "к докризисной цене, потому что на модельный ряд Cadillac цены после Нового года не повышались".

"Никто [из тех, у кого есть деньги] не верит ни в недвижимость, ни в рубль, ни в доллар. Опыт прошлого кризиса показал, что, купив дорогую машину, через год ее можно было продать практически за те же деньги", - объясняет "Ведомостям" Владимир Видулов, глава российского представительства консалтинговой компании JATO Dynamics.

По мнению Ивана Бончева из Ernst & Young и Бориса Фирсова из Roland Berger, у покупателя премиальных машин, в отличие от потребителя массовых иномарок, "пока еще остались деньги на покупку автомобиля". У потребителя же массовых брендов свободных денег нет, поэтому и скидки на автомобили не спасают рынок: сбыт массовых авто все равно падает - по отдельным брендам сразу на 80-90% (данные за февраль по Chrysler, Jeep и Dodge). Российские марки также в минусе: продажи Lada упали почти вровень с рынком (36%), а "УАЗа" и "ГАЗа" - в полтора-два раза сильнее. Именно с возвратом спроса в массовый сегмент российские власти и сами автопроизводители связывают выход автопрома из кризиса. Для стимулирования продаж массовых авто уже принят ряд мер, но реально они пока не работают.

В феврале прирост продаж в массовом сегменте показали лишь Citroen, Volkswagen, Skoda и Seat. Но Citroen (рост на 100%) весь 2008 год, когда авторынок России рос, показывал падение, отмечает "Коммерсанту" Иван Бончев (в Citroen это объясняли отсутствием в России единого импортера марки). Volkswagen и Skoda еще в январе показывали прирост, продолжает эксперт, поскольку "ведут разумную маркетинговую политику" (цены на модельный ряд Volkswagen и Skoda были снижены еще до кризиса).