03.03.2009

Потребители начали экономить и запасаться впрок

На прошлой неделе на конференции "Исследования о кризисе. Исследования в условиях кризиса", организованной компанией «Комкон», были оглашены результаты  нового исследования «Последствия российского кризиса: цифры и эмоции», проводимого "Комкон".

Перед маркетологами и специалистами по PR крупных петербургских компаний, в числе которых оказались  компания «Лента», петербургские представительства «Tele 2», «Росгосстрах» и другие, выступили директор по работе с клиентами  «Комкон» Нелли Мамян (Москва), руководитель отдела количественных исследований Юлия Агапова («Комкон», Санкт-Петербург), генеральный директор «Комкон» в Санкт-Петербурге Елена Хлюпова, директор по качественным исследованиям «Комкон» (Москва) Андрей Слепченко, генеральный директор  Tiburon Researchwise Sampling Артем Тинчурин (Москва) и президент The Garrison Group Пол Гаррисон (Венгрия).

В исследовании «Последствия российского кризиса» показаны не только изменения настроения россиян, но и изменения их потребительского поведения по сравнению с данными осеннего периода. По словам Нелли Мамян, новые данные говорят о том, что большинству производителей и торговых сетей придется учесть изменения в своей маркетинговой стратегии.

Исследование проводилось методом интернет-опроса с использованием онлайн-панели. В опросе принимали участие россияне из городов-миллионников в возрасте 18-45 лет. В ноябре 2008 года было проведено 800 интервью, в декабре – 1000 интервью, в январе 2009 – 600, в феврале 2009 – 1300 интервью.

Согласно исследованию,  российские потребители уже активно начали экономить. В первую очередь, экономия коснулась мясных и рыбных продуктов: 43% россиян стали меньше покупать мясные деликатесы, 40% - колбасу, 38% - мясо, 35% - рыбные деликатесы, 30% стали экономить на покупке сыра и рыбы. При этом меньше всего экономят на сигаретах (9%), детском питании (8%) и средствах по уходу за детьми(5%).

26% российских потребителей решили вспомнить советский опыт и уже закупили продукты и товары  впрок, в первую очередь – сахар, соль, макароны и муку (9%), стиральный порошок (8%), туалетную бумагу и шампунь (по 6%). Некоторые, видимо, готовятся к большому голоду, закупив в запас мяса (4%).

Стоит отметить, что есть категории продуктов и товаров, на которых богатые и бедные экономят примерно одинаково – например, на алкоголе, пиве, жевательной резинке, средствах по уходу за детьми. На большинстве же категорий россияне с доходом меньше 15 тыс. рублей на члена семьи стали экономить заметно больше, чем потребители с доходами 15-30 тыс. рублей и более 30 тыс. рублей: например, на покупке колбасы, мяса, рыбы, соков, кондитерских изделий и других товаров.

Исследователи утверждают, что некоторых производителей ждет сокращение объемов продаж. Это связано с тем, что такие товары, как мясо, шоколадные конфеты, карамель, кондитерские изделия, водка, пиво, вино, готовые замороженные продукты и декоративная косметика стали покупать меньше. Реже покупают сейчас  алкоголь и безалкогольные напитки (соки, нектары, газированные напитки), шоколад, кондитерские изделия, рыбу, соленые снеки, чипсы, мороженое, женскую и мужскую одежду, игрушки и декоративную косметику.

Также исследователи прогнозируют сокращение объемов премиальных марок и возможный рост массовых в категориях, где переключение на дешевые марки - типичное явление. Это связывают с тем, что в последнее время упал спрос на сыр, бакалейные товары, стиральные порошки, дорогие шампуни и средства по уходу за телом, детскую одежду и обувь, женскую одежду. Потребители стали менее претенциозны и в выборе туалетной бумаги.

Вероятно снижение выручки у премиальных магазинов: в связи с кризисом примерно 10% опрошенных  стали чаще покупать продукты в более дешевых магазинах. По данным исследователей, это касается таких товарных категорий, как детское питание, бакалея, готовая заморозка, мясо.

Снижение скорости падения объемов исследователи обещают производителям чая, кофе, приправ, туалетной бумаги, бакалеи, детского питания, подгузников, шампуней и презервативов – именно эти товары россияне закупают впрок.

По словам Юлии Агаповой, в январе увеличилась доля экономящих или откладывающих покупку квартиры или машины среди тех, кто планировал приобрести эти категории. Так, около 45% российских пользователей отложили или отменили покупку мебели и компьютера, около 55% - машины и недвижимости, около 57% - бытовой техники. Около 25% потребителей перешли на более дешевую сотовую связь, 42% стали экономить на спорте, хобби и досуге, 35% - на бензине, около половины тех, кто раньше питался в кафе и ресторанах, стали реже питаться вне дома.



adlife.spb.ru