24.02.2009

В разгар кризиса российские банки увеличили затраты на рекламу

Об этом свидетельствует статистика Центрального банка России, пишут «Ведомости».

Из отчетности, размещенной на сайте Центробанка, следует, что прошлой осенью банки традиционно увеличили маркетинговую активность: на октябрь — декабрь 2008 г. пришлось 40% от годовых рекламных трат 700 банков, отчитывающихся по этой статье. В целом за год они потратили с учетом расходов на спонсорство, благотворительность и выставки 20,81 миллиарда рублей.

Объем финансовой рекламы в IV квартале 2008 г. вырос по сравнению со II кварталом в два раза, говорит «Ведомостям» руководитель отдела маркетинговых исследований аналитического центра «Видео интернешнл» (АЦВИ) Сергей Веселов. III квартал можно не брать в расчет: летом у банков сезонное затишье, отмечает он.

Из 25 крупнейших банков-рекламодателей в 2008 г. сократили расходы на рекламу только четыре: более чем в 1,5 раза — ВТБ ( до 1 миллиарда рублей), в 2,25 раза — «Русский стандарт» (401 миллион рублей), в 1,24 раза — Альфа-банк (319 миллионов рублей) и в 1,4 раза — «КИТ финанс» (281 миллион рублей). Но даже они увеличивали затраты в кризисном IV квартале. «КИТ финанс», одна из первых жертв кризиса среди крупных российских банков, вложил в рекламу в конце года 67,5 миллиона рублей. Акционерами банка в октябре стали РЖД и «Алроса», что позволило укрепить позиции на рынке и «продолжить выполнять маркетинговые задачи», объясняет «Ведомостям» Кирилл Турбанов, заместитель гендиректора «КИТ финанс». Рекламные усилия в конце года были направлены на восстановление ликвидности, в том числе на привлечение вкладов населения, продолжает он. По словам Турбанова, реклама во время кризиса себя оправдала: в январе 2009 г. количество долларовых вкладов в банке увеличилось по сравнению с декабрем 2008 г. почти в шесть раз.



Всплеск банковской рекламы в конце года спровоцировали две категории рекламодателей: крупные федеральные банки, решившие в кризис усилить позиции на рынке, и банки, испытывающие проблемы из-за кризиса, — последние пытались привлечь вкладчиков, рекламируя депозиты с высокими процентами, резюмирует «Ведомостям» Леонид Игнат, директор по информационной политике и связям с общественностью Альфа-банка.

У банков была и еще одна причина давать рекламу во время кризиса: в октябре уровень доверия к ним очень сильно упал, и необходимо было напоминать, что у них все в порядке.

А многие банки не смогли отказаться от рекламы по техническим причинам: они просто не успели расторгнуть рекламные контракты, считает руководитель блока «Маркетинг» Промсвязьбанка Михаил Сафран. Кредитные предложения некоторых банков, не актуальные уже несколько месяцев, висели на щитах в Москве до декабря, напоминает он.