10.02.2009

Рынок соков в период кризиса исследовала компания Nielsen

"Добрый подарок" от "Доброго" Российскому рынку соков, который еще несколько лет назад демонстрировал двузначные темпы роста, угрожает рецессия. По данным исследования Nielsen, в 2008 году рост розничных продаж соков в городской России составил 4% в натуральном выражении. И похоже, что 2009 год станет не самым простым для категории.

Как показали результаты исследования Nielsen, в 2008 году рост розничных продаж соков в стоимостном выражении составил 15%, однако в объемном выражении -лишь скромные, по сравнению с предыдущими годами, 4%. Из крупнейших категорий рынка безалкогольных напитков медленнее развивалась только Минеральная/питьевая вода, розничные продажи которой в натуральном выражении сохранили относительную стабильность (+1% за период исследования).

Продажи других безалкогольных напитков росли в 2008 году увереннее. По данным исследования, рост розничных продаж кваса составил 11% в натуральном выражении, сладких газированных напитков -5%, энергетических напитков -30%. Ошеломляющая динамика развития последней объясняется как ростом постребительского спроса, так и относительной молодостью категории.

"Снижение темпов прироста по мере взросления рынка -это нормальное явление, однако результаты 2008 года на рынке соков были подпорчены финансовым кризисом, который повлек за собой снижение уровня потребительского доверия и готовности тратить", -говорит региональный менеджер по развитию бизнеса подразделения аудита розничной торговли компании "Nielsen Россия" Екатерина Монахова.

Симптомы рецессии на российском рынке соков налицо. В IV квартале категории не удалось восстановиться после традиционного летнего спада, и вместо роста, в октябре-ноябре 2008 года розничные продажи соков показали падение на 3% в объемном выражении, по сравнению с августом-сентябрем 2008 года. И вряд ли в ближайшее время следует ожидать "реставрации" динамики, которую рынок демонстрировал еще в 2007 году (+9% в натуральном выражении по сравнению с 2006).

"Потребитель стремится экономить, а сокам пока не удалось стать незаменимой частью потребительской корзины", -говорит Екатерина Монахова.

Исследование Nielsen показало, несколько лет назад рынок сока активно рос за счет картонных упаковок, в частности, за счет больших, 2-литровых, которые активно покупали потребители в крупных форматах торговли - супер- и гипермаркетах. Стремясь воспользоваться трендами "удобное потребление" и "еда на бегу", полтора года назад целый ряд производителей соков сделали ставку на ПЭТ-упаковку (пластиковая упаковка, однопорционная - менее 1 л. или полнолитражная). Такие продукты появились в портфелях разных брендов, и доля "пластикового" формата выросла за период с января 2007 по ноябрь 2008 почти вдвое - до 7,5%.

В нынешней ситуации тенденция может значительно измениться, учитывая антикризисные потребительские стратегии. Среди самых распространенных -покупать с той же частотой, что и раньше, но меньшими объемами, либо покупать реже, но большими объемами. И наконец, еще один из способов, которые используют потребители, чтобы снизить нагрузку на свой бюджет в условиях рецессии, -смена места покупки.

Чтобы повысить свою конкурентоспособность в период рецессии, ритейлеры, также как и потребители, применяют антикризисные меры. Одна из самых распространенных -оптимизация ассортимента. По данным опроса владельцев/представителей более 1500 торговых точек по всей России, проведенного Nielsen в декабре 2008 года, 19% респондентов отметили, что уменьшили ассортимент продукции на полках. Пока сокращение ассортимента является незначительным - в основном не более 15%. Однако, если рецессия будет углубляться, дальнейшая оптимизация ассортимента сетями, на которые приходится существенная доля продаж соков, может негативно сказаться на многообразии доступных потребителю брендов в этой категории.

В меньшей степени такая тактика ритейлеров ударит по энергетическим и сладким газированным напиткам, для которых традиционная торговля и импульсные каналы (киоски и павильоны) имеют бОльшую значимость.

Учитывая наметившиеся еще в конце 2008 года тенденции, выявленные входе исследования Nielsen, среди возможных сценариев развития российского рынка соков в 2009 году можно выделить следущие:

- Дальнейшее снижение темпов роста рынка соков
- Перераспределение продаж в пользу канала Дискаунтеры
-Постепенная поляризация рынка: при сохранении и дальнейшем развитии премиального сегмента -увеличение доли экономичного сегмента и частных марок
-Рост продаж соков в средних упаковках (0,7-1 л.) -из-за снижения покупательной способности потребителей и их стремления уменьшить стоимость разовой покупки. Также возможно незначительное уменьшение размера упаковки производителями для обеспечения конкурентоспособной цены на полке
-Сокращение ассортимента категории под действием антикризисных стратегий сетей
-Спрос на бренды будет определяться их наличием на полке