30.01.2009

Экономим на виски и йогуртах

Кризис и рост цен заставляют многих горожан отказаться от деликатесов и дорогих продуктов питания в пользу простой и дешевой пищи. Так, по последним данным Департамента потребительского рынка и услуг Москвы, суммы, которые жители столицы тратят на покупку продовольствия, с начала года сократились на 10–20%.

Опрос, проведенный исследовательским центром SuperJob, показал, что в целом по стране 11% граждан готовы экономить на продуктах питания. Потребители пока отказываются от того, что они считают излишествами (йогуртов, сладкого, креветок) или переходят в супермаркеты подешевле. Еще 5% бросают курить и пить дорогие импортные напитки (виски, ром). Однако социологи столкнулись и с такими ответами: «Не пью. Совсем. Бросил... Экономия!» Каждый десятый экономит не только на еде и питье, а буквально на всем. Каждому двадцатому ужиматься уже некуда. Подавляющее большинство сокращают расходы на развлечения, отдых, покупки товаров длительного пользования, транспорт, визиты в солярии и салоны красоты. И лишь 12% вовсе не собираются экономить.

Другое исследование (компании «Башкирова и партнеры») показало: пятой части россиян (22,2%) уже пришлось отказаться от некоторых продуктов питания из-за кризиса. Среди беднейших слоев с семейным доходом 2–4 тыс. руб. в месяц на человека ограничивают себя в еде 39,5% граждан, среди пенсионеров – почти каждый третий (31,6%).

Взрывоопасная ситуация сложилась в Дальневосточном федеральном округе, где более половины населения (58,6%) сталкиваются с невозможностью приобрести продукты. Для сравнения: в самом благополучном Центральном округе таких лишь 14,8%. Кризис ускорил разрастание пропасти между богатыми и бедными. «В целом наш опрос выявил довольно неблагоприятную тенденцию, которая может привести к обострению социальной ситуации и росту числа социальных протестов и конфликтов», – резюмируют аналитики «Башкировой и партнеров».

Николай ДЗИСЬ-ВОЙНАРОВСКИЙ

Новые Известия