30.01.2009

Ни хлеба, ни зрелищ

Как выживают театры в период финансовых потрясений

Театр
Заполняемость зрительных залов внушает
директорам театров тревогу.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
Несмотря на финансовый кризис, для российских театров год начался удачно. Как в столице, так и в регионах спектакли в новогодние праздники прошли при аншлагах. Падения посещаемости не отмечалось и в течение января. Однако руководители театров признались «Новым Известиям», что ситуация на самом деле очень тревожная: намеченные на 2009 год премьеры откладываются на неопределенный срок – введен режим экономии.

Появившиеся слухи о возможных проблемах с государственными дотациями усиливают нервозную обстановку в творческих коллективах. В декабре директора федеральных театров получили из правительства разнарядку – в обязательном порядке согласовывать расходы средств, которые получены от кассовых сборов. Кроме того, по прогнозам экспертов, весной покупательская способность населения может упасть на все виды товаров и услуг, в том числе и на культуру.

Как и на большинстве предприятий и организаций, вопрос о том, на чем сэкономить, в театрах сейчас решает руководство. Можно сократить штат, можно урезать зарплату, отказаться от гастролей или, скажем, дорогих декораций. Артистов пока не сократили и зарплату платят исправно. В большинстве трупп решили, что самое безболезненное – скорректировать планы подготовки намеченных премьер. В результате от постановки «Отелло» отказался Большой театр. В Театре Станиславского отменили премьеру спектакля «Метеор» в постановке Михаила Козакова, назначенную на 23 января. Театр Вахтангова вместо объявленных четырех постановок готовит одну, а кроме того, на 15% сокращены бытовые и коммунальные расходы.

Директор Театра Вахтангова Сергей Сосновский рассказал «Новым Известиям», что руководители столичных сцен в последних числах декабря получили предупреждение «сверху» не планировать в 2009 году новых постановок за счет бюджетных средств. «Сейчас, например, мы не знаем, сможем ли в дальнейшем распоряжаться средствами, которые получаем от продажи билетов, – говорит Сергей Юрьевич. – Раньше театр тратил их на создание новых спектаклей и поддержание текущего репертуара, а теперь, скорее всего, разрешение придется запрашивать у государства».

Некоторые менеджеры, впрочем, по инерции пока сопротивляются установке «затянуть пояса», апеллируя к тому, что экономить на культуре негоже и невозможно. «Музыкальный театр является искусством дорогостоящим, – лоббирует интересы своего детища генеральный директор Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Владимир Урин. – У нас в театре работают около 1200 человек, только заработная плата – это многомиллионные растраты. Здание тоже требует серьезных средств на содержание: здесь стоит самая современная техника, и мы обязательно должны нанимать фирму, следящую за ее состоянием – а это ведь тоже не сто рублей. Экономя на профилактике, мы можем получить гораздо более серьезные проблемы в дальнейшем».

Финансовый кризис для руководителей российских театров наступил неожиданно: еще в начале сезона не было подозрений, что пару месяцев спустя придется резко урезать свои бюджеты, а вслед за ними менять творческие планы. Как действовать в такой ситуации худруку и режиссеру, не скажет никто, тем более что, по словам г-на Сосновского, «вопросы затрат на творчество вызывают у художника лишь одно чувство – раздражение». И совершенно очевидно, что руководители театров просто растеряны. Например, директор «Школы современной пьесы» Андрюс Витауто Рашимас так обрисовал ситуацию: «Сначала у нас отобрали всю самостоятельность, а затем сократили программу финансирования. Ездить на гастроли нам не помогают: мы собираемся в мае в Берлин и должны сами решать все свои проблемы. Нам нужно думать, где взять деньги на драматургический конкурс «Действующие лица», который в этом году мы проведем уже в шестой раз. Так что первый очевидный минус – это финансовый. Второй минус – посещаемость. По моим наблюдениям, люди охотно ходят в театр, когда все хорошо или когда все плохо. Сейчас мы только на пути к «плохо», поэтому иногда у нас остаются билеты на аншлаговые спектакли. Третий минус можно назвать «рекламно-информационным»: кризис оттянул на себя все информационные поводы. Сегодня гораздо труднее завоевать внимание потенциального зрителя».

Впрочем, г-н Сосновский придерживается прямо противоположного мнения: «Когда в политике и экономике наступают проблемы, зрители ходят в театр чаще. Катастрофа для театра может наступить только в ситуации резкого скачка цен, когда люди станут перед выбором: покупать продукты питания или идти на спектакль».

Основную часть бюджета российских театров сегодня составляют государственные дотации. Остальной доход (как минимум треть из всех средств) приносят сборы со спектаклей. Если зрители станут реже покупать билеты или вышестоящие организации будут забирать эту часть дохода, театральная жизнь России окажется на грани жизни и смерти.

Кроме того, вызывают опасения настроения спонсоров. Помощь меценатов и до кризиса была далеко не у каждого театра. Особенно испытывали недостаток спонсорских средств театры в регионах. Однако генеральный директор Российского государственного театрального агентства Давид Смелянский сообщил «НИ», что «спонсоры пока остались у большинства театров. Другой вопрос: как их удержать? Должен вам сказать, что при той груде камней, которую бросают в наших бизнесменов, сделать это непросто. Но к счастью, большинство спонсоров держат свое слово, на них можно положиться в кризис, а вот завести новых будет значительно сложнее».

Однако художественный руководитель, директор Мариинского театра Валерий Гергиев считает, что «меценаты – дело наживное». Как он сообщил «НИ», «для музыканта в условиях финансового кризиса главное – создавать себе репутацию. Проблема возникает лишь тогда, когда снижается художественный уровень. Нам удалось удержать всех своих спонсоров и не потерять ни одного друга, а всему причина – качество выступлений». По словам г-на Гергиева, важно убедить спонсоров, что они не потеряют свои деньги. В пример маэстро привел активную деятельность администрации Мариинского театра, которая в рекордные сроки, за 15 месяцев, смогла возвести новый концертный зал.

АНАСТАСИЯ ТОМСКАЯ, ВИКТОР БОРЗЕНКО

Новые Известия