27.01.2009

"Топ-книга" ушла из московских супермаркетов

Как стало известно "Коммерсанту", компания не продлила контракт с X5 Retail Group, а ее место в 40 магазинах "Перекресток" и 50 магазинах "Пятерочка" уже заняла компания "Сейлс" (на 100% принадлежит ИД Burda).

Коммерческий директор "Топ-книги" Любовь Касьянова отметила, что ее компания не была удовлетворена условиями, предложенными X5 Retail Group. Таким образом, компания ушла с рынка дистрибуции прессы в Москве и сейчас работает только с сибирской сетью "Холидей".

"Топ-книга" включает 613 магазинов. Владельцы - гендиректор компании Георгий Лямин (81%), Татьяна Воронова (9%), управляющий партнер Trifesta Capital Partners (10%) Сергей Щебетов. Выручка за первые девять месяцев 2008 года составила 6,9 млрд руб. по РСБУ.

Уход "Топ-книги" был очень предсказуемым, настаивают эксперты. "Компания изначально зашла в сеть на экономически невыгодных условиях, вероятно, с расчетом до конца года их поменять. Но необходимость расплачиваться по оферте головной компании помешала это сделать",- считает председатель совета директоров группы компаний "Кардос" (владеет дистрибутором прессы "Спорт-Принт") Александр Костюченко. В декабре "Топ-книга" должна была расплатиться по облигациям на сумму 1,5 миллиарда рублей Впоследствии компании удалось договориться о реструктуризации займа.

В связи с ограничением цены при поставке издания в супермаркет дистрибутор прессы ограничен наценкой 33-35% от отпускной цены. Его доходы состоят из поступлений от продаж и маркетинговых платежей (продвижение, выкладка в сети, обеспечивает до 75% доходов). "Такие условия обеспечивают рентабельность бизнеса в 6%. Выход "Топ-книги" в X5 Retail group, где она работала с наценкой в 16%, был изначально обречен на провал",- говорит "Коммерсанту" председатель совета директоров "Экспресс медиа" Владимир Каспаров.

"Сейлс" тоже очень рискует, выходя на новый для себя рынок, отмечает Александр Костюченко. С ним соглашается гендиректор Центра дистрибуции прессы (ЦДП) Наиля Гусакова: "Дистрибуторы прессы оказались сейчас в очень жестких условиях: с одной стороны, сети супермаркетов задерживают платежи за уже проданный товар, с другой - издатели сокращают затраты на маркетинговые услуги в сетях супермаркетов". "В течение первых двух месяцев этого года мы не платим за маркетинг ни в одной из сетей, в которых присутствуем",- подтверждает коммерческий директор ИД "Коммерсантъ" Павел Филенков. "Кризис может стать хорошим моментом, чтобы выстроить отношения издателей с сетями: теперь дистрибуторы должны будут зарабатывать на продажах изданий, а не на маркетинге",- говорит Филенков.

Руководители "Топ-книги": 

Георгий Лямин

Ирина Скобинова

Ирина Гроздова