26.01.2009

Печатная реклама в декабре 2008 года: не рост, а инфляция

Специалисты «Исследовательской фирмы «Гортис» провели очередной анализ рекламного рынка петербургской прессы за декабрь 2008 года.

Анализ проводился по 43–м петербургским изданиям и 23 – м товарным категориям путем  регулярного мониторингового исследования.

Объектом исследования является модульная реклама в анализируемых изданиях. Метод сбора информации - прямой замер размеров и регистрация содержания рекламных объявлений фирм. Затраты рекламодателей рассчитываются на основе прайс-листов изданий и оцениваются в рублях. Наценки и скидки при расчете не учитываются. Информация исследовательской фирмы «Гортис» представлена по пяти лидирующим петербургским изданиям.

Затраты рекламодателей на печатную рекламу в декабре 2008 года оказались выше, чем в декабре прошлого года, несмотря на общий спад на рынке печатной рекламы: в прошлом году они составили 400 887 130 рублей, в этом – 432 743 502 рублей. Больше всего «рекламных денег» в декабре 2008 года было потрачено на газету Metro -  59 144 760 руб., что значительно превышает прошлогодние данные (42 455 009 руб.)  На втором месте по количеству затрат рекламодателей стоит «Панорама TV» - 52 203 562 руб. (48 297 763 руб. в прошлом году). Далее следует «Деловой Петербург», за рекламу в котором  рекламодатели заплатили   42 324 557 руб. Это несколько меньше, чем  сумма, заработанная «ДП» ровно год назад -  43 488 250 руб. На четвертом месте - «Собака.ру», которая в декабре 2007 года  еще не присутствовала в первой пятерке. Это издание получило в декабре 26  716 380 рублей. «Центр Plus» смог заработать в этом месяце 20 775 021 руб., что на 4 млн рублей меньше, чем в прошлогоднем декабре. 

Лидер по количеству затрат рекламодателей - газета Metro - за год увеличила и свои рекламные площади – со 142 797 кв.см до 164 163 кв. см.  «Панорама TV» , наоборот, несмотря на то, что в 2008 году заработала больше, чем в прошлом, существенно сократила свою рекламную площадь – с  79 503 до 56 820. У «Делового Петербурга», параллельно с уменьшением заработка,  за год рекламная площадь сократилась с 223 5719 кв.см до  205 787 кв. см, у «Центр Plus»  - с 74 865 кв.см до 61 534 кв.см. Площадь рекламных объявлений «Собаки.ру» составила в декабре 2008 года 68 740 кв.см.

По количеству рекламных объявлений лидирует «Реклама-Шанс»: в декабре 2008 года газета опубликовала 4 589 объявлений, что, впрочем, меньше, чем год назад, когда их количество составило 5 898. На втором месте - «Из рук в руки» - 2 912 объявлений, более чем на две тысячи меньше, чем в декабре 2007 года - 4 862 объявления. У «Делового Петербурга» 2 069 объявлений против 2219 объявлений ровно год назад. «Центр Plus» в декабре 2008 года  опубликовал 1 879 объявлений, в прошлом – 2 130. Замыкает топ-5 в этой категории Metro – 1789 объявлений, что немного больше, чем в прошлом – 1 599.

Больше всех рекламодателей в декабре 2008 года оказалось у «Делового Петербурга» - 685. Стоит отметить, что ровно год назад «ДП» привлек 805 компаний к размещению рекламы на своих страницах. Сократилось их количество за год и у «Центр Plus» - с 646  до 586. У Metro тоже наблюдается небольшое сокращение – с 575 до 559. у «Рекламы-Шанс» количество рекламодателей уменьшилось с 679 до 510. 410 рекламодателей было в декабре 2008 года у газеты «Асток», год назад еще не вошедшей в топ-5. 

Площадь рекламных объявлений и затраты рекламодателей:

ИЗДАНИЕ Общая площадь рекламных объявлений (кв.см) Затраты рекламодателей
Ноябрь Декабрь ±D (кв.см) Декабрь

Деловой Петербург

231 563   205 787   -25 775   42 324 557  

Метро

157 990   164 163   6 173   59 144 760  

Панорама TV

45 175   56 820   11 644   52 203 562  

Собака.ru

63 769   68 710   4 940   26 716 380  

Центр Plus

69 742   61 534   -8 208   20 775 021  

ИТОГО

2 714 482   2 580 351   - 210 099   432 743 502*  

*Затраты в ноябре 2008 г. составили 430 592 689 руб.


Данные по количеству рекламных объявлений:

ИЗДАНИЕ Количество рекламных объявлений
Ноябрь Декабрь ±D (кв.см)

Деловой Петербург

2 236   2 069   - 167  

Из рук в руки

3 551   2 912   - 639  

Метро

1 872   1 789   -83  

Реклама-Шанс

5 067   4 589   - 478  

Центр Plus

2 091   1 879   - 212  

ИТОГО

23 495   22 028   -1 720  

Данные по количеству рекламодателей:

ИЗДАНИЕ Количество рекламодателей
Ноябрь Декабрь ±D (кв.см)

Асток

423   410   -13  

Деловой Петербург

733   685   -48  

Метро

557   559   2  

Реклама-Шанс

569   510   -59  

Центр Plus

614   586   -28  

ИТОГО

4 843   4 943   -146  

«Исследовательская фирма «ГОРТИС»

Руководитель отдела продаж рекламных площадей «Панорамы TV» Наталья Митрофанова считает, что, несмотря на данные «Гортиса», значительного сокращения рекламных площадей в этом издании не было. Рост затрат на рекламу в этом телегиде, по ее словам, в декабре 2008 года связан с тем, что в конце года в «Панораме TV» были подняты цены на рекламу. «В 2008 году у нас было около 50% годовых контрактов, на 2009 год сумма годовых контрактов будет составлять 45-50% от общего количества договоров, - комментирует Наталья Митрофанова. - Пока внешняя экономическая ситуация на нас никак не сказывается. Если что-то изменится, мы будем предлагать рекламодателям другие форматы модулей, варианты размещения рекламы. Будем принимать решения в зависимости от ситуации».

По мнению генерального директора РА «Мир» Александра Елизарова, в 2009 году у всех печатных изданий будет снижение роста. «Однако для кого-то это снижение станет тяжелым, а для кого-то – убийственным», - поясняет он.  Рекламодатели в новом году будут распределять свои бюджеты в пользу рейтинговых изданий. Телегидам с небольшими рейтингами придется сокращаться.  В 2009 году, считает он, от неблагополучной экономической ситуации пострадают, в первую очередь, массовые и рекламные издания, ориентированные на мало- и среднеобеспеченных потребителей: их покупательская способность заметно снизится. Также, в январе-феврале могут испытать трудности специализированные издания. Легче придется глянцевым изданиям: их аудитория пока не сильно материально пострадала от кризиса, к тому же, она отличается инертностью – представителям высокодоходного  класса сложнее менять свой стиль жизни, они продолжают делать дорогие покупки. Однако имиджевая реклама в печатных СМИ может сократиться за счет увеличения «сэйловой» рекламы.  
«Мало повлияет экономическая ситуация на газеты вроде «Невского времени», «Вечернего Петербурга» и другие издания, принадлежащие частным лицам – их судьба будет зависеть от интересов их хозяина», - считает Александр Елизаров.

Как бы то ни было, по его мнению, на рынке печатной рекламы в декабре 2008 года наблюдался не рост затрат рекламодателей, а обыкновенная инфляция за счет роста цен на печатную рекламу.

adlife.spb.ru