23.01.2009

Без Божьей помощи

По улицам британских городов ездят автобусы с атеистическими надписями

В среду Британское управление по рекламным стандартам сообщило о том, что оно не выявило нарушений в плакатах с надписью «Здесь, возможно, Бога нет», размещенных на бортах автобусов в Лондоне и других городах страны. В заявлении управления говорится, что, хотя содержание этой рекламы может не соответствовать убеждениям верующих, вряд ли она способна «вызвать широкомасштабное оскорбление». Примеру британских атеистов последовали отрицатели Бытия Божия в США, Австралии, Италии и Испании – правда, с неравным успехом. В России, по мнению экспертов, ничего подобного ждать не приходится.

Летом прошлого года жительница Лондона 28-летняя журналистка Эриан Шерин (на фото), сев в автобус, обратила внимание на рекламную листовку одной из христианских церквей, гласящую, что все атеисты будут гореть в аду. В управлении общественным транспортом мисс Шерин разъяснили, что не видят в листовке ничего оскорбительного, поскольку это всего лишь выражение частного мнения рекламодателя. В поиске адекватного ответа журналистка при содействии Британской ассоциации гуманистов открыла в Интернете сайт с призывом пожертвовать деньги на необычную рекламную кампанию: борта знаменитых двухэтажных автобусов должны были украсить баннеры с надписью: «Здесь, возможно, Бога нет. Не волнуйтесь и наслаждайтесь жизнью».

Только за первые четыре дня удалось собрать 150 тыс. фунтов стерлингов. К Новому году устроители акции смогли разместить рекламу на 200 автобусах в Лондоне и еще на 600 автобусах в других городах Англии, Шотландии и Уэльса.

Проделка Эриан Шерин вызвала протесты со стороны ряда религиозных организаций. На прошлой неделе водитель Рон Хитер отказался сесть за руль «безбожного» автобуса. «Моей первой реакцией был шок, – рассказал Шон. – Я почувствовал, что не могу вести этот автобус, о чем сказал начальству. Мне ответили, что подменить меня некому, и тогда я просто ушел домой».

Управление по рекламным стандартам, проанализировав 326 жалоб по поводу атеистической кампании Эриан Шерин, пришло к выводу, что «данная реклама является выражением мнения рекламодателя и высказанные в ней утверждения не подлежат объективному доказательству». «Хотя управление признает, что содержание рекламы может не соответствовать убеждениям многих людей, – говорится в опубликованном в среду заявлении, – маловероятно, что оно может ввести в заблуждение общество или вызвать широкомасштабное оскорбление».

Идея «безбожных» автобусов пришлась между тем по вкусу атеистам других стран. Члены Американской гуманистической ассоциации расклеили в ноябре на автобусах баннеры, гласящие: «Зачем верить в Бога? Будьте хорошим просто так!» Под этой надписью размещалось изображение Санта-Клауса. Вторая часть лозунга – цитата из рождественской песенки «Санта-Клаус пришел в наш город». Акцию приурочили к традиционной дискуссии о христианском смысле праздника Рождества Христова. «Атеисты-гуманисты» высказали убеждение, что благодаря этим баннерам безбожники, агностики и приверженцы нехристианских религий не будут чувствовать себя чужими на празднике.

А вот в католической Италии агентство по рекламе запретило эксплуатацию автобусов с рекламой атеизма. В Генуе в феврале должны были выйти на маршруты автобусы с надписями: «Плохая новость: Бога нет. Хорошая новость: Бог нам не нужен». Геную выбрали не случайно: там расположена резиденция архиепископа Анжело Баньяско. «Эта кампания – вызов, брошенный Баньяско, который известен тем, что помешал проведению гей-парада, а также регулярными выпадами в адрес науки», – разъяснил президент итальянского союза атеистов и рационалистов Рафаэле Каркано.

«Безбожные» автобусы наткнулись на яростное сопротивление и в Австралии. Тамошние атеисты планировали выпустить на улицы общественный транспорт с призывом: «Выспитесь в воскресенье». Однако власти отказались выдать необходимое разрешение. Один из организаторов акции Дэвид Ничоллс заявил: «Я потрясен. Это серьезный удар по свободе выражения мнения в нашей стране».

Эксперты сходятся на том, что само по себе выражение атеистами своего мнения в виде рекламы на автобусах опасности не представляет – вопрос лишь в форме высказывания. «Меня, профессионального научного атеиста, баннеры на лондонских автобусах оскорбить не могут, – признался «НИ» профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев, в 1984 году окончивший философский факультет МГУ по кафедре истории и теории научного атеизма. – Все люди имеют право на выражение своего мнения и приглашение к дискуссии других. То, как это сформулировано в рекламе на лондонских автобусах, и есть приглашение к дискуссии. Ничего плохого в этом я не вижу».

Возможно ли появление подобного общественного транспорта в России, и, если бы такое случилось, как бы это было воспринято обществом? «Полагаю, что в Англии такое стало возможным во многом благодаря нашумевшей книге Ричарда Докинса «Бог как заблуждение», – сообщил «НИ» доцент Центра сравнительного изучения религий РГГУ Борис Фаликов. – Сейчас на Западе число таких «чистых атеистов» стремительно растет. И они предъявляют Церкви очень конкретные и очень серьезные претензии – такие, как проблемы эвтаназии или стволовых клеток. Представители различных религий пытаются сохранить демаркационную линию между обществом и государством, атеисты этому препятствуют. У нас же картина совсем другая. Настоящих атеистов ничтожно мало, другое дело, что все больше антиклерикалов. Но разговор о Боге и разговор о Церкви – разные разговоры. Так что ждать появления в России «безбожных» автобусов не приходится».

МИХАИЛ ПОЗДНЯЕВ

Новые Известия