18.12.2008

За гранью рентабельности

Билборд Операторы наружной рекламы не добились снижения арендной ставки с нового года

Столичный Комитет рекламы не считает возможным снижение арендных ставок для операторов наружной рекламы с 1 января 2009 года. По мнению Комитета, отрасль не представила вовремя доказательств и расчетов, которые показывают, что в следующем году операторы будут терпеть убытки. Если бы норма была принята, бюджет Москвы не досчитался бы 627 миллионов рублей.

Снижение арендных ставок невозможно ни при каких обстоятельствах, подтвердил накануне председатель Комитета рекламы, информации и оформления Москвы Владимир Макаров. По его словам, даже если в самое ближайшее время мэр подпишет соответствующий документ, он задержится в промежуточных инстанциях, включая проверку финансовыми инспекциями, и, в конце концов, "не созреет" к 1 января.

Вторая по убыткам

Отрасль наружной рекламы наравне с радийной может сильно пострадать в следующем году, считают эксперты. По предварительным данным, падение "наружки" в следующем году может составить 30%. Генеральный директор "ЭСПАР-Аналитик" Андрей Березкин констатирует обвал уже в IV квартале этого года. "В октябре мы столкнулись с двумя тревожными тенденциями: повысилось по сравнению с прошлым годом количество отказов на декабрь и не наблюдается заключения контрактов на 2009 год", - констатирует он.

В целом, по мнению господина Березкина, в IV квартале наблюдалось сокращение спроса в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. На 30-40% сокращается активность ряда категорий (в порядке убывания): банки, недвижимость, ритейл и автомобили.

Тенденции на декабрь сохраняются, говорит эксперт. Это рост количества отказов, рост дебиторской задолжности и сокращение коммерческой загрузки рекламонасителей. Особенно сильно резонанс чувствуют в Москве, где сосредоточено около 50% рынка по деньгам.

Согласно разным прогнозам, в 2008 году наружная реклама все-таки сможет показать двухзначные цифры по приросту: от 10% до 16% даже при учете провального IV квартала. А вот прогнозы на следующий год оптимизмом уже не блещут. Исследовательские компании, обычно скупые в оценках, придерживаются тезиса: "посмотрим, что будет дальше". Например, ZenithOptimedia по росту наружной рекламы в следующем году дает прогноз с люфтом 24%(!).

Арендный вопрос

Именно тревожные тенденции в отрасли стали основанием "заморозить" арендную плату за рекламные поверхности (ранее решался вопрос ее повышения на 18%). В середине октября собиралась даже специальная "антикризисная комиссия" с участием Комитета рекламы. Господин Макаров пообещал тогда разобраться с положением дел на рынке, но только при учете, что участники рынка предоставят Комитету финансовую отчетность компаний и данные о продажах рекламных поверхностей.

"Вопрос арендной платы до сих пор остается открытым", - говорит господин Березкин. Между тем, представители операторов рапортуют о возможных убытках и требуют снизить базовую ставку за право аренды рекламных мест на 30%. Сегодня расходы компаний на уплату аренды составляют 25-40% от выручки в зависимости от того, в какой тарифной зоне расположена конструкция.

Пеняйте на себя

Председатель Комитета рекламы дал четко понять, что снижения аренды рекламных мест на 30% операторам пока ждать не стоит. Такого снижения не произойдет по вполне объективным причинам, говорит господин Макаров. Из-за того, что предложения операторов не содержат финансового обоснования, процесс может затянуться, а решение уже точно не будет принято до нового года. "Только шестнадцать компаний прислали в Комитет рекламы свои предложения, но они оказались необоснованными", - сетует Владимир Макаров.

В частности, предложения участников рынка не располагают "никакими расчетами". Не указываются и "антикризисные меры", применяемые компанией в настоящий момент. "Например, агентство "Грейс" пишет, что сокращены сотрудники. Какое количество было сокращено? Пишут о том, что были сокращены подразделения. А какие?", - зачитывает письмо одного из операторов господин Макаров.

Но есть и положительная сторона обращений. С 8 декабря Комитетом рекламы был подписан приказ об изменении порядка оплаты аренды. Теперь операторы смогут оплачивать ее ежемесячно, но только в случае специального уведомления. "У комитета есть желание заниматься и понижением арендных ставок, но нам необходимо содействие рекламного сообщества", - подытоживает господин Макаров.

Впрочем, рекламное сообщество уже дает свой ответ на ситуацию. Гендиректор компании "Simon - наружная реклама" Игорь Пронин считает, что если арендная ставка не будет понижена на 30%, его компания уйдет "в ноль" даже с учетом сокращений.

Дмитрий Захаркин, Sostav.ru