10.12.2008

Авиаперевозчики по всему миру ждут убытков

IATA

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) опубликовала прогноз финансового состояния отрасли на 2009 год. Хоть речь и идет об убытках, но прогноз оказался более оптимистичным, чем предыдущий, опубликованный три месяца назад, пишет "Коммерсант".

По мнению экспертов IATA, чистый убыток мировых авиаперевозчиков в 2008 году составит 5,1 миллиарда долларов (в сентябре ассоциация прогнозировала цифру в 5,9 миллиарда), а в 2009 году - 2,5 миллиарда против 4,1 миллиарда по предыдущему прогнозу. Глава IATA Джованни Бисиньяни пояснил, что коррекция произошла за счет снижения цен на нефть и, соответственно, авиакеросин. При цене нефти выше 100 долларов американские авиакомпании должны были получить 4 миллиарда долларов убытка, а при сегодняшнем прогнозе в 50 долларов за баррель они закончат 2009 год "в нуле", говорится в отчете IATA. Тем не менее, нынешнее финансовое положение авиакомпаний Бисиньяни назвал худшим за последние 50 лет.

Убытки авиаперевозчиков Европы, по расчетам IATA, в следующем году вырастут в 10 раз, пишут "Ведомости", и составят 1 миллиард долларов. На Ближнем Востоке, в Латинской Америке они вырастут вдвое, до 200 миллионов в каждом из регионов. Африканские авиакомпании получат в 2009 г. убыток в размере 300 миллионов долларов. В Азиатско-тихоокеанском регионе убытки увеличатся вдвое с 500 миллионов в этом году до 1,1 миллиарда в 2009 г.

Сократятся общие убытки в следующем году, главным образом, из-за ожидаемого выхода в прибыль авиакомпаний США. В этом году их убыток составит 3,9 миллиарда долларов, в следующем ожидается чистая прибыль 300 миллионов.

Прогноз производственных показателей по отрасли IATA снизила. Если еще в сентябре ассоциация надеялась, что объем мировых авиаперевозок, несмотря на кризис, в 2009 году вырастет на 2,9%, сейчас она уже признает неизбежность спада. В следующем году, по мнению экспертов ассоциации, объем пассажирских перевозок упадет на 3%, а грузовых - на 5%. Единственным регионом, в котором сохранится рост, будет Ближний Восток.

Министр транспорта РФ Игорь Левитин вчера был еще более пессимистичен, чем IATA: по мнению министра, в России в 2009 году объем авиаперевозок может снизиться на 10%.

Но и это не предел. Гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак заявил "Коммерсанту", что в лучшем случае спад в 2009 году составит 20%, в худшем - 30%. И объяснил, почему. Прежде всего, российские авиакомпании до сих пор вынуждены тратить слишком много денег на обновление парка: пошлины на ввоз западных самолетов до сих пор не отменены, а меры по субсидированию лизинговых платежей не выполняются. Во-вторых, западные авиаперевозчики все же имеют доступ к относительно дешевым кредитным ресурсам, а российские занимают не дешевле, чем под 25%. Да и авиационный керосин на Западе дешевеет быстрее, чем в России, добавляет Рыбак.