08.12.2008

Нацпроект для Интернета

«Антикризисные» предложения функционеров Рунета превратятся в законопроекты

«Антикризисные» предложения функционеров Рунета превратятся в законопроекты
Фото: Дмитрий Коротаев
В пятницу на Старой площади единороссы выясняли у представителей российских интернет-ресурсов, чем партийцы могут помочь Рунету в период мирового финансового кризиса. Интернетчики пожаловались на высокие налоги, сокращение рекламных бюджетов и пробелы в законодательстве. И предложили создать в зоне «.ру» национальный проект, который бы задействовал лишившихся работы высококлассных IT-специалистов. Единороссы, в свою очередь, пообещали оформить «антикризисные» идеи в законопроекты.

По словам одного из организаторов дискуссии, члена Генсовета «Единой России» депутата Владимира Мединского, в Сеть ежедневно выходят порядка 12−15 млн россиян. В основном это представители среднего класса, то есть «белые воротнички», на которых держится общество. А работают они, в том числе, и в интернет-индустрии. Причем это наиболее активные россияне. Те, кто начал свой бизнес с нуля, и полностью сотворил его сам. Благополучие этих людей, по словам Мединского, особенно интересует партию власти.

«В 2001 году кризис был сильнее: не было рынка, не было денег. Сейчас основной враг − паника. Если общаться, вместе принимать решения, избежать можно всего» Кроме того, Интернет, по словам парламентария, это «медиа для нормальных, медиа для всех». И в условиях кризиса он становится тем агитатором, через который малыми средствами можно поднять «невероятную панику» и создать «чудовищную негативную среду».

По словам модератора мероприятия, депутата Госдумы Константина Рыкова, четыре основные проблемы, с которыми столкнется онлайн сфера в ближайший год, известны. Многие компании уже испытывают на себе все прелести неплатежей. Сворачиваются рекламные бюджеты, и, по прогнозам, падение данного рынка может составить 40%. Ввиду этого снизится объем инвестиций. Наконец, предстоят «массовые увольнения».

«Единая Россия», объяснил Рыков, готова приложить максимум усилий, чтобы минимизировать данный негатив. Однако для этого партийцам надо знать, как оценивают ситуацию представители интернет-индустрии и какие способы по преодолению кризиса они предлагают.

«Мы хотим попросить информации, совета, выяснить у вас, что происходит», − добавил Владимир Мединский, подчеркнув, что, со своей стороны, он и Константин Рыков «готовы стать проводниками» интересов интернетчиков «в Госдуме и партии».

По словам генерального директора «Мэйл.Ру» Дмитрия Гришина, помимо перечисленных проблем, российский сегмент Всемирной сети ожидает еще одна: перестанет расти количество пользователей. Гришин напомнил, что сейчас в разряд юзеров можно записать порядка 25% соотечественников. При этом в Европе регулярно пользуются Интернетом 45−50% граждан, в США − 60%, а, например, в Швеции − и вовсе 80%. У нас же существует вероятность того, что данный показатель так и застопорится на уровне в 25%.

Причины просты. На подключение к Сети людей стимулируют два обстоятельства: дешевые потребительские кредиты, благодаря которым все большее количество россиян может позволить себе покупку компьютера, и развитие интернет-сетей.

Но о том, какая чехарда творится с кредитами, наслышаны все. Да и опутывание городов и поселков сетями «выделенки» в нынешних условиях может застопориться. «Одна из стратегических задач − переломить эту тенденцию», − уверен Дмитрий Гришин.

Еще одна основательная неприятность состоит в том, что фактически все высокотехнологичное оборудование, которое используют интернет-компании, производится за пределами России.

А вот ситуация с сокращением рекламных бюджетов, по мнению гендиректора «Мэйл.Ру», с равной долей вероятности может обернуться для Интернета как злом, так и благом. Как объяснил Гришин, существуют две тенденции: с одной стороны, пиар-расходы действительно падают. С другой − многие компании отказываются от тех или иных видов рекламы и выводят сэкономленные деньги в Интернет. Если количество поклонников интернет-рекламы окажется достаточно большим, то интернет-ресурсы имеют все шансы пусть не прибавить, но, по крайней мере, не потерять в доходах от рекламы.

Правда, в любом случае рекламодатели не склонны заключать долгосрочные контракты. Нынешние договоры обычно ограничены 1−3 месяцами.

Из «вечного», по словам Гришина, не помешало бы принятие закона о спаме. Как только российские предприниматели решили затянуть пояса, его количество увеличилось в разы. Это не только доставляет массу неприятностей и неудобств пользователям, но и отнимает деньги у честных игроков. Вместо того чтобы покупать рекламу у них, некоторые конторы предпочитают содержать значительно менее эффективных, зато дешевых спамеров.

Также интернетчики хором жаловались на отсутствие внятного законодательства в области защиты авторских прав в онлайне. Отследить и уж тем более ограничить активность юзеров, выкладывающих в сеть лицензионные продукты, крайне сложно. И вместо того чтобы ловить непонятного «котика328», который решил поделиться с желающими копией какого-нибудь фильма, правообладателям проще подать в суд на владельца того ресурса, который пользователь выбрал для размещения полюбившихся файлов. По мнению представителей онлайн сферы, количество подобных исков будет только увеличиваться.

Еще одна законодательная проблема, как объяснил президент компании «Одноклассники» Никита Шерман, связана с системами электронных платежей. «Сегодня тяжело работать с любой системой электронных платежей. Сегодня это серая сфера», − посетовал он. Отметим, что по оценкам CNews Analytics, оборот 5 крупнейших игроков российского рынка электронных платежных систем, увеличился на 131% по сравнению с 2005 годом и превысил 7,7 млрд. долларов в год.

Интернетчики объяснили, что для большинства бухгалтеров не понятно, как проводить электронные платежи, и главное, как за них отчитываться перед налоговиками.

Не теряет остроты и проблема взлома аккаунтов, а также и итернет-мошенничество. И хотя в Уголовном кодексе существует статья, по которой за несанкционированное вторжение в личное онлайн-пространство положено до 4 лет лишения свободы, Интернет пестрит предложениями взломать чужую почту или блог, а массового заключения хакеров в тюрьму что-то не видно.

Кроме специфических, представители онлайн индустрии сталкиваются и с общими для любого бизнеса сложностями. По словам руководителя агентства «Регнум» Бориса Сорокина, в период кризиса налог с прибыли в 40% может оказаться для многих интернет-проектов буквально неподъемным. «Если объявят налоговые каникулы, как минимум, нам будет легче», − считает Сорокин.

При этом, по словам главы компании «Ашманов и партнер» Дмитрия Ашманова, тяжелее всего придется недавно появившимся «start up»-проектам. Их сотрудники первыми окажутся на улице. И создание новых проектов, скорее всего, застопорится года на два. «Технологическое замедление точно будет», − прогнозирует Ашманов.

По мнению руководителя интернет-проектов «Интерфакс» Алексея Гореславского, занять оказавшихся на улице высококлассных специалистов можно было бы при помощи госзаказа. И хотя ряд представителей онлайн сектора к этой идее отнеслись скептически, по мнению Дмитрия Ашманова, национальный «марсианский проект» в Интернете сейчас был бы как нельзя кстати. «Если люди уйдут из этой сферы, они сюда больше не вернутся», − уверен Ашманов.

Впрочем, пока все рассуждения − больше закладка на будущее. Интернетчики сходятся во мнении, что кризис в онлайн начнется в феврале−марте, а особенно сильно его ощутят в июне будущего года.

«Очень серьезная тема − люди, которые могут оказаться на улице. Прогнозируемые 15% − это очень много», − подчеркнул Константин Рыков.

«На текущий момент люди относятся к увольнениям не трагично», − рассказал руководитель «Ливинтернет» Герман Клименко. И хотя «это обнадеживает», по мнению Клименко, соотечественники, задействованные в интернет-индустрии, «не готовы к кризису», и это тревожный факт.

Алексей Гореславский настроен более оптимистично. По его мнению, кризис даст все возможность «для аккумулирования прибыли» и повышения эффективности собственных усилий. Даже ожидаемое снижение рекламных бюджетов на 40%, по словам Гореславского, будет не столько падением, сколько «отсутствием роста». В последние годы объем рекламы в Интернете ежегодно увеличивался на 40−60%, и отнимать 40% нужно от запланированных величин.

«Мое ощущение, что в 2001 году кризис был сильнее: не было рынка, не было денег. Сейчас основной враг − паника. Если общаться, вместе принимать решения, избежать можно всего», − подвел итоги дискуссии Константин Рыков.

Он подчеркнул, что для «Единой России» «очень важно понимать, что происходит в интернет-индустрии», хотя бы потому, что львиная доля работающих в ней россиян − избиратели партии власти.

«Мы не хотим паразитировать на Интернете. Мы хотим помочь», − уверил парламентарий. И предложил интернетчикам обращаться за помощью к единороссам, если возникнут трудности.

В свою очередь Владимир Мединский призвал участников мероприятия выработать «консолидированную позицию отрасли» по выводу онлайн сферы из кризиса. «А мы ее постараемся в Думе заявить», − пообещал Мединский.

По словам Рыкова, чтобы держать руку на пульсе событий, единороссы хотели бы встречаться с представителями интернет-индустрии ежемесячно. И постоянно расширять состав участников круглых столов. Если интернетчики согласятся с партийцами, то следующий разговор может состояться уже в конце января.

Ирина Романчева

Взгляд