02.12.2008

Какие маркетологи востребованы в кризис

 
Центр аналитических исследований компании "Анкор" опросил руководителей 91 московская компания из сфер производства, продажи товаров, информационных технологий, телекоммуникаций, производства программного обеспечения, нефти, газа, энергетики и др. Согласно исследованию, в 24% компаний планируют сокращать руководителей отдела маркетинга (в среднем на 30%), в 43% компаний - рядовых специалистов отдела маркетинга (примерно на 20%).

Но потребность в хороших кандидатах по-прежнему высока, пишут "Ведомости".

По словам Ивана Калинина, руководителя отдела развития агентства "Мост маркетинг", сейчас в цене такие специалисты, которые могут разработать краткосрочный антикризисный план, а не прописывать стратегии развития компании на несколько лет вперед, как это было раньше. Если до кризиса маркетинговые отчеты сводились к анализу доли рынка, имиджа компании, лояльности клиента и проч., то сейчас речь идет исключительно о финансовых показателях. "Маркетолог должен уметь разработать и подписаться под такой стратегией, которая бы гарантировала клиенту если не рост, то хотя бы сохранение выручки", поясняет Калинин.

Кирилл Обух, независимый маркетолог (работал в компаниях Mars, Nestle, "Вымпелком"), с этой точкой зрения не согласен. "Сейчас как раз надо думать о будущем, а у нас вообще мало долгосрочных инициатив все хотят урвать момент и реализовать прибыль для акционеров в рамках отчетного периода, рассуждает он. Компании, которые направят усилия на то, чтобы сохранить достигнутое, займутся операционным маркетингом, проще говоря, оптимизацией затрат. А кризис уже случился, и маркетологи, которые будут думать, как мягче упасть, в конечном счете и упадут".

"Падает спрос только на плохих маркетологов", уверена Екатерина Бахарева, менеджер направления "Маркетинг и продажи" рекрутинговой компании Antal Russia. По наблюдениям экспертов из Antal Russia, высоко ценятся люди, которые могут задавать новые тенденции в индустрии: особенно креативным сотрудникам всегда рады алкогольные и табачные компании в силу ограничений, которые накладывает на них законодательство. По прогнозам Antal Russia, открытых вакансий в маркетинге не станет меньше. Но происходит поворот рынка от "кандидатского" к "клиентскому": если раньше маркетолог, зарабатывавший 50 000-60 000 рублей в месяц, мог получить предложение на 100 000 рублей, то теперь 15%-ное увеличение зарплаты при переходе на новую работу - уже хорошо.