28.11.2008

Таможенные терминалы забиты импортным вином

 Импортеры вина не вывозят его с таможенных складов, рассказали "Коммерсанту" директор латвийского терминала DNT Артур Барановский и директор московского терминала в Солнцеве Александр Арбузов.

По словам Барановского, обычно в октябре-ноябре оборот терминала увеличивается в 2,5-3 раза по сравнению с предыдущими месяцами: обрабатываются поставки к Новому году. В этом году осенний оборот держится на уровне лета, когда в импорте происходит традиционный спад поставок: сейчас DNT обрабатывает в день одну-пять машин с вином (в одной фуре - 16 тысяч бутылок 0,75 л), хотя в это же время год назад с терминала уходило 10-12 машин.

Александр Арбузов добавляет, что на солнцевском терминале скопилось 60 вагонов молдавского вина (в одном вагоне - 40 тысяч бутылок 0,75 л). По его прогнозу, большая часть вина встретит Новый год в транзитной зоне: "На прошлой неделе вроде был всплеск отгрузок, но сейчас опять все тихо".

Информация из терминалов подтверждается и данными Федеральной таможенной службы (ФТС). В текущем октябре импорт вина сократился до 20,4 миллиона литров по сравнению с 21,3 миллиона литров в сентябре. При этом даже крупные импортеры сократили поставки в 1,5-2,5 раза: так, импорт компании "Моро" сократился с 2,9 миллиона литров до 2,5 миллиона, "Русьимпорта" - с 1,7 миллиона литров до 0,9 миллиона, "Сварога" - с 329 тысяч литров до 177 тысяч, "М-Винником" - с 204 тысяч литров до 76 тысяч. Компании ILS и Simple в октябре поставки все-таки увеличили (с 1,6 миллиона литров до 1,8 миллиона и с 270 тысяч литров до 339 тысяч соответственно), но и они отмечают общую тенденцию к снижению ввоза вина. "В ноябре падение импорта будет более заметным. Это можно видеть по тенденции заказа акцизной марки: традиционно весь год заказ марки был выше, чем в аналогичные периоды прошлого года, а в октябре эта тенденция впервые сломалась",- прогнозирует "Коммерсанту" представитель ILS.

Импортеры объясняют, что сокращают поставки из-за задержек оплаты товара магазинами и возросших ставок по банковским кредитам. По словам гендиректора сети "Коллекция вин" Андрея Ткемаладзе, логистическое плечо (время от заказа товара до его поставки в розницу) для импортеров составляет четыре месяца, на это время им приходится использовать кредитные средства. "Сейчас все нуждаются в перекредитовке,- соглашается начальник службы корпоративных связей ГК "Сварог" Сергей Переселени.- Мы уже получили новые кредиты, но если еще некоторое время назад они были под 9,5-13%, то сейчас проценты гораздо выше". По словам Андрея Ткемаладзе, ставки доходят до 30%, "и то дают не всем".

Григорий Володин из "Моро-импорта" считает, что проблема не только в ритейлерах: в среднем по стране спрос на весь алкоголь, "даже на дешевую водку и портвейн", уже сократился на 15-70% в зависимости от региона, утверждает он.