24.11.2008

Олимпийский талисман

Настоящее и прошлое спортивного бестиария

В продолжение олимпийской тематики хотелось бы сказать несколько слов об олимпийском талисмане. Официально конкурс на проект талисмана к XXII зимним Олимпийским играм 2014 года в Сочи еще не объявлен, но это только кажется, что времени впереди много.

Второго марта сего года жители Сочи выбирали не только Президента России, но и олимпийский талисман. Разумеется, эти выборы были более чем условны, право выбора талисмана принадлежит оргкомитету Олимпиады, который представляет отобранного кандидата на одобрение Международному Олимпийскому Комитету (МОК). Да и представленные кандидатуры были довольно сомнительны, выбирать было попросту не из чего.

 

 

 

1. Такие бюллетени выдавались сочинцам в дни выборов президента России.

В связи с этим вполне естественно возникает сразу несколько вопросов — каким же должен быть «правильный» талисман? Существуют ли какие-то требования со стороны МОК к возможным кандидатам на звание олимпийского талисмана? И, наконец, какие тенденции актуальны в этой области? Чтобы ответить на эти вопросы, для начала надо просто посмотреть, какими были талисманы предыдущих игр. Практически у каждого талисмана есть своя легенда, она и помещается под картинками.

 

 

Х зимние Олимпийские игры 1968, Гренобль: стилизованный лыжник Шюсс. Этот талисман не был официальным.

 

 

 

Игры XX Олимпиады 1972, Мюнхен: такса Вальди, имя мужское, потому что в немецком языке слово «такса» мужского рода. Эта порода очень популярна в Баварии. Вальди выбрали талисманом игр за то, что «ему присущи качества настоящего спортсмена: стойкость, упорство и ловкость». А пестрая майка на Вальди символизировала радость и веселье Олимпийского праздника. Это был первый официальный олимпийский талисман.

 

 

 

Игры XXI Олимпиады 1976, Монреаль: бобр Амик. Это имя позаимствовано из алгонкинского языка, являющегося самым популярным языком среди американских индейцев в Канаде. Амик с их языка переводится как «бобр». Бобры славятся терпением и трудолюбием, поэтому их представитель был избран символом Олимпийских игр. Более того, бобр сыграл важную роль в развитии Канады в тот период, когда меховое дело является одним из важнейших промыслов в Северной Америке. Бобр является также национальным символом Канады. Талисман имеет красный пояс с изображением эмблемы Олимпийских игр. Пояс символизирует ленту, на которой победителю вручается медаль.

 

 

 

XII зимние Олимпийские игры 1976, Инсбрук: Снеговик Олимпиямандл. Снеговик, символизирует простой и скромный характер игр («Игры Простоты»).

 

 

 

Игры XXII Олимпиады 1980, Москва: медвежонок Миша.

 

 

 

Талисман соревнований по парусному спорту, проходивших в Таллинне в 1980 г., — тюлененок Вигри.

 

 

 

XIII зимние Олимпийские игры 1980, Лейк-Плэсид: енот Рони. Раскраска его мордочки напоминает защитные очки и шапку, которые носят спортсмены, занимающиеся зимними видами спорта.

 

 

 

Игры XXIII Олимпиады 1984, Лос-Анджелес: орленок Сэм. Белоголовый орел является национальным символом США.

 

 

 

XIV зимние Олимпийские игры 1984, Сараево: волчонок Вучко. Вучко – сильный и храбрый волчёнок. Этот символ помог изменить традиционный устрашающий и кровожадный образ волка. Он одновременно серьезен и весел, а также очень счастлив. Он символизирует человеческое желание подружиться с животными, превратить злого волка в доброго Вучко.

 

 

 

Игры XXIV Олимпиады 1988, Сеул: тигренок Ходори. Фольклорный персонаж, герой корейских легенд.

 

 

 

Летние Паралимпийские игры 1988: два безымянных медвежонка. Это были первые талисманы Паралимпийских игр и первая парная комбинация талисманов.

 

 

 

XV зимние Олимпийские игры 1988, Калгари: полярные медведи Хайди и Хоуди — неразлучные брат с сестрой. Их имена выражают чувство братства и гостеприимства. Хайди — производное от слова hi (привет), а Хоуди на западно-американском сленге тоже означает «привет». Эти два талисмана являются воплощением канадского гостеприимства.

 

 

 

Игры XXV Олимпиады 1992, Барселона: собачка Коби. (героиня популярной испанской телепередачи). Дизайнер Хавьер Марискал.

 

 

 

IX летние Паралимпийские игры 1992: девочка Петра.

 

 

 
Олимпийский талисман

XVI зимние Олимпийские игры 1992, Альбервилль: горный эльф Мажик.

 

 

 

XVII зимние Олимпийские игры 1994, Лиллехаммер: фольклорные куклы Хакон и Кристин. Мальчик и девочка из Норвежских преданий.

 

 

 

Игры XXVI Олимпиады 1996, Атланта: сгенерированный компьютером персонаж Иззи (Izzy, от фразы Whatizit — что это такое?)

 

 

 

X летние Паралимпийские игры 1996: птица-феникс по имени Блейз.

 

 

 

XVIII зимние Олимпийские игры 1998, Нагано: Сноулетс — совята Сукки, Нокки, Лекки, Цукки. Совы это птицы, которые символизируют «мудрость леса» во многих странах. Игры проводятся все четыре времени года, по этому — четыре совы. Их имена были выбраны из 47 484 предложений, представленных публикой. С этого времени на летних и зимних играх (не считая Паралимпийских) нет одинарных талисманов.

 

 

 

Игры XXVII Олимпиады 2000, Сидней: кукабарра Олли, утконос Сид, ехидна Милли. Эти австралийские животные символизируют землю, воздух и воду.
Олли является воплощением Олимпийского духа великодушия и щедрости (Олли — производное от слова Олимпийский).
Сид символизирует окружающую среду и отражает силу и энергию Австралии и ее населения (имя Сид – производное от Сидней).
Милли это нечто выдающееся, своего рода информационный гуру, в руках которого сосредоточены все факты и цифры (Милли – производное от слова миллениум).

 

 

 

XI летние Паралимпийские игры 2000: плащеносная ящерица Лиззи. Это австралийское животное отличается храбростью, независимостью и умением постоять за себя. Большой воротник ящерицы был сделан в форме карты Австралии.

 

 

 

XIX зимние Олимпийские игры 2002, Солт-Лейк-Сити: заяц Поудер, койот Копер и медведь Коул. (порох, медь и уголь — некогда основные статьи дохода города). Эти персонажи символизируют Олимпийский девиз «Citius, Altius Fortius» (Быстрее, выше, сильнее).
«Белый» заяц (быстрее): Однажды, по легенде, солнце очень сильно палило и тем самым иссушало землю. Заяц быстро взобрался на вершину горы и пустил стрелу в солнце. Оно ушло за облака, а на землю опустилась прохлада.
«Медный» койот (выше): Когда на земле стало темно и холодно, койот взобрался на вершину самой высокой горы и украл огонь у Богов. И снова на земле стало тепло.
«Угольно-черный» Американский медведь (сильнее): давным-давно храбрые охотники покинули свои деревни и ушли охотиться на медведя. Но медведь оказался слишком могущественным и вырвался из рук охотников. В настоящее время сыновья тех мужественных охотников продолжают погоню за медведем в ночном небе.

 

 

 

VIII зимние Паралимпийские игры 2002, Солт-Лейк-Сити: выдра Отто. Древние Индейские племена полагали, что выдра одно из наиболее сильных животных. Одно время выдры в этом регионе были практически истреблены охотой и загрязнением воды, но ныне вновь увеличили свою численность в штате Юта. Выдра была выбрана официальным талисманом Зимних Паралимпийских Игр, потому что она символизирует живучесть и проворство, воплощая тем самым дух каждого паралимпийца.

 

 

 

Игры XXVIII Олимпиады 2004, Афины: античные куклы Фивос (Феб, Апполон) и Афина.

 

 

 

Талисманы Олимпийских игр в Афинах были созданы по образцу настоящих греческих кукол, найденных при раскопках и относящихся к VII в. до нашей эры.

 

 

 

XII летние Паралимпийские игры 2004: морской конек Протей, имя позаимствованное из греческой мифологии. Это имя, происходящее от греческого слова «протос», обозначает превосходство, являющееся основным понятием Паралимпийских Игр, поскольку атлеты стремятся преодолевать самих себя для достижения все более высоких результатов. Создатели талисмана искали образ, который воплотит в себе четыре уникальные ценности Паралимпийских игр в Афинах: вдохновение, сила, стремление, празднование.

 

 

 

XX зимние Олимпийские игры 2006, Турин: снежок Нив и кубик льда Глиз. Нив и Глиз отражают посылы итальянских олимпийских игр: страсть, энтузиазм, культуру, элегантность и любовь к окружающей среде и спорту. Они являются символами молодого поколения, полного жизни и энергии.

 

 

 

IX зимние Паралимпийские игры 2006, Турин: снежинка Астер. Она символизирует дух Паралимпийских игр, больше обращая внимание на спортивные результаты участников соревнований, нежели на те препятствия, которые им приходится преодолевать. Астер имеет форму, цвет, структуру и ловкость снежинки. Счастливая, проворная и динамичная, благодаря своей специфической форме, она способна принимать участие во всех видах спорта декларированных на Паралимпийских играх, являясь, таким образом, представителем всех атлетов. Астер близкий друг Нив и Глиз, она принадлежит тому же волшебному миру снега и льда.

 

 

 

Игры XXIX Олимпиады 2008, Пекин: Фува (дети счастья) — рыба Бейбей, панда Дзиньдзинь, тибетская антилопа Иньинь, ласточка Нини и олимпийский огонек Хуаньхуань.

 

 

 

XIII летние Паралимпийские игры 2008, Пекин: корова Леле, что в переводе означает Счастье. Во многих странах Востока корова – священное животное. Она символизирует спокойствие, гармонию и близость человека и природы.

 

 

 

XXI зимние Олимпийские игры 2010, Ванкувер: морской медвежонок Мига (странное существо — частью касатка, частью белый медведь кермод), снежный человек Куатчи (талисманы олимпийских игр), мифологический персонаж Суми (талисман паролимпийских игр).
Мига — молодая морская медведица, которая живет в океане со своим семейством, близ Острова Ванкувер, неподалеку от Тофино, Британской Колумбии. Морские медведи это частью касатки, частью медведи. Морской медведь возник под влиянием индейских и эскимосских легенд о том, что касатки выходят на землю и превращаются в белых медведей кермодов.
Куатчи — молодой снежный человек, который прибыл из таинственных канадских лесов. Куатчи застенчив, но любит исследовать новые места и встречать новых друзей. Куатчи любит все зимние спортивные состязания, но особенно он любит хоккей. Он мечтает стать знаменитым хоккеистом.
Суми — дух, живущий в горах Британской Колумбии. Подобно многим Канадцам, у Суми сложная родословная. Он носит шляпу касатки, летит на крыльях могущественной гром-птицы и бежит на сильных пушистых ногах черного медведя.

 

Итак, на основании этого визуального ряда, а так же некоторых высказываний товарищей из МОК можно выделить ряд закономерностей характерных для проектирования современных олимпийских талисманов:

1) Талисман — это квинтэссенция Игр, то есть предмет для коллекционирования, сувенир для участников и болельщиков, символ города, где проходит Олимпиада, а также существенный источник доходов, который может исчисляться миллионами долларов. Талисманом может оказаться человек, животное или сказочное существо, отражающее особенности культуры народа – хозяина Олимпиады. Талисман должен непременно символизировать ценности современного олимпийского движения.

2) Талисман должен удивить новизной замысла и обязательно полюбиться всем — и зрителям, и спортсменам. Попытка создания талисмана по кальке каких либо предыдущих Олимпийских игр обречена на провал. Разработка свежей и оригинальной идеи является одним из самых важных критериев в оценке талисмана Международным Олимпийским Комитетом.

3) Талисманами часто становятся фольклорные персонажи (Сеул-1988 — Тигренок Ходори, герой корейских легенд; Лиллехаммер-1994 — Хокон и Кристин, мальчик и девочка из норвежских преданий), но чаще представители местной фауны (Сидней-2000 — кукабара Олли, утконос Сид и ехидна Милли; Нагано-1998 — совята Сукки, Нокки, Лекки, Цукки; Пекин-2008 — рыба Бейбей, панда Дзиньдзинь, тибетская антилопа Иньинь, ласточка Нини). В любом случае современный олимпийский талисман впитывает в себя традиции своего народа, его историю и культуру.

4) Разработке собственно дизайна талисмана должна предшествовать работа по созданию его истории. Советник МОК по зрительному восприятию Игр, эксперт по дизайну олимпийских талисманов американский дизайнер Брэд Коупленд объяснил для потенциальных участников конкурса, что «талисман, прежде всего, отражает дух того города, где будут проводиться Олимпийские игры. Это должен быть персонаж с запоминающимся именем, яркой личностью, которая становится центральной фигурой уникальной и волнующей истории».

В качестве примера такой истории приведем «легенду» талисманов Олимпиады 2008 года в Пекине: Фува (рыба Бейбей, панда Дзиньдзинь, тибетская антилопа Иньинь, ласточка Нини) — пять персонажей заимствующих свой цвет и вдохновение от пяти олимпийских колец. Они воплощают качества пяти игривых маленьких детей, а также качества пяти наиболее популярных животных, представителей фауны Китая. Каждый из Фува имеет имя, состоящее из двух слогов — так в Китае обращаются к детям. Если поместить их имена вместе — Bei Jing Huan Ying Ni — получиться «Добро пожаловать в Пекин». Это теплое приглашение отражает миссию Фува, как юных послов Олимпийских Игр. Фува также символизируют природу, мечты и стремления людей со всех частей обширного Китая. Ореал их обитания и их шлемы символизируют пять природных стихий — море, лес, огонь, земля и небо. Стилистика изображения основана на традиционном китайском искусстве.

Помимо общей истории для Фува, у каждого персонажа есть своя личная история. Вот история рыбы Бейбей: В традиционной культуре и искусстве Китая, рыба и водная стихия символизируют процветание и урожай. И так Бейбей несет благословение процветания. Рыба — символ изобилия в Китайской культуре, также символ хорошего года и хорошей жизни. Декоративные линии изображения воды — волны заимствованы от известных Китайских картин прошлого. Среди Фува, Бейбей является наиболее нежным и чистым. Сильный на водных спортивных состязаниях, он отражает синее Олимпийское кольцо.

5) Начиная с талисмана Олимпиады-80 — медвежонка Миши практически всем олимпийским талисманам свойственен антропоморфизм (пропорции тела ребенка, большая голова, улыбка, очеловеченный взгляд направленный прямо на зрителя, человеческие черты характера). Это качество придает талисману открытость, вызывает симпатии аудитории, сводит на нет реакцию отторжения. Брэд Коупленд заявил, что талисман должен быть симпатичен как детям, так и взрослым, как женщинам, так и мужчинам, а также «поддерживать олимпийские идеалы». Своего апогея эта тенденция достигла на Олимпийских играх 2008 года в Пекине. Олимпийский огонек и четверо животных – представителей фауны Китая абсолютно антропоморфны, они похожи на маленьких детей и лишь только шлемы на их головах напоминают о том каких персонажей они символизируют.

6) Начиная с XVII зимних Олимпийских игр 1994 года в Лиллехаммере олимпийский талисман не бывает один, это всегда два, три, четыре или даже пять персонажей. (Впервые парная комбинация талисманов появилась на Паралимпийских играх 1988 года в Сеуле, это были два медвежонка). Группа талисманов может носить помимо частных имен каждого из персонажей одно общее имя (Сноулетс — четыре совенка Сукки, Нокки, Лекки, Цукки (Нагано-1998); Фува — рыба Бейбей, панда Дзиньдзинь, тибетская антилопа Иньинь, ласточка Нини и олимпийский огонек Хуаньхуань (Пекин-2008)).

7) Помимо талисманов Олимпийских игр существует специальный талисман для Паралимпийских состязаний (соревнований спортсменов инвалидов) (Турин-2006: снежок Нив и кубик льда Глиз (талисманы олимпийских игр), снежинка Астер (талисман паралимпийских игр); Ванкувер-2010: морской медвежонок Мига, снежный человек Куатчи (талисманы олимпийских игр), мифологический персонаж Суми (талисман паралимпийских игр)).

8) Хороший талисман должен быть гибким: одинаково хорошо смотреться в электронных и печатных СМИ, а также выглядеть привлекательно как плюшевая игрушка. «Если талисман не смотрится в мягком виде, концепция талисмана была выбрана ошибочно», — уверяет Брэд Коупленд. Дизайн олимпийских талисманов последних лет близок к изобразительному языку флэш-анимации.

И, разумеется, Олимпийский талисман является частью фирменного стиля Олимпиады. Как следствие он должен создаваться с учетом возможности его включения в систему дизайнерского обеспечения игр. А фирменный стиль Олимпийских игр включает в себя следующие категории: а – Эмблема, б – Талисман, в – Спортивные пиктограммы, г – Пиктограммы сервиса, д – Фирменный шрифт, е – Фирменные цвета. Кроме того, разрабатывается дизайн олимпийских медалей, плакатов, сувениров, система праздничного оформления города в дни проведения игр, церемонии открытия и закрытия игр.

Алексей Сазиков


KAK.RU