24.11.2008

Пей – не хочу

Финансовые неурядицы неожиданным образом сказались на рынке легального алкоголя

Алкоголь
Склады магазинов забиты
нереализованным спиртным.
Фото: ДМИТРИЙ ХРУПОВ
По последним данным Национальной алкогольной ассоциации (НАА), запасы спиртного в российской рознице в ноябре в 4–6 раз превысили показатели того же месяца прошлого года. Эксперты уверяют: из-за кризиса граждане стали меньше тратить на выпивку, в результате чего склады оказались затоварены алкоголем. Впрочем, есть и иная версия: россияне стали меньше тратить именно на легальный алкоголь, а общие объемы спроса не упали.

По данным НАА, запасы водки и ликероводочных изделий (ЛВИ) в рознице на начало месяца составили 8,2 млн. декалитров (дал), что в шесть раз больше, чем в ноябре 2007 года. Виноградного вина на складах больше в 6,2 раза, шампанского – в 4 раза, запасы коньяка выросли в 5 раз. Пиво тоже лежит нераспроданным – пенного напитка сейчас в рознице в 6,4 раза больше, чем в прошлом году. Специалисты ассоциации считают затоваривание складов алкоголем одним из проявлений финансового кризиса, в результате которого потребители сократили расходы на спиртное.

Впрочем, другие эксперты рынка уверяют, что спрос, на самом деле, не упал, просто он перекочевал в нелегальный сектор. «Избыток продукции есть, но затоваривание складов больше прошлогодних показателей не в разы, – пояснил «НИ» председатель алкогольного подкомитета Торгово-промышленной палаты РФ Вадим Дробиз. – При этом очевидно, что спрос на алкоголь среди населения не упал, он остался на прежнем уровне. Тем более что скоро новогодние праздники. А в Новый год наш человек займет, но выпьет».

По словам г-на Дробиза, кризис изменил не потребление, а структуру рынка. В силу финансовых проблем у производителей, дистрибьюторов и розницы производство легальной водки в октябре упало на 10–15%. Снизились и розничные продажи легального товара: во Владивостоке в начале ноября объемы конечной реализации упали на 25%, в Московской области – на 15%. «Но это не означает, что рынок алкоголя сузился. Снижение продаж легальной водки компенсируется ростом реализации нелегальной», – сказал специалист.

Он утверждает, что производители уже успели ощутить все «прелести» финансового кризиса. «Производство водки в стране упало в силу подорожания кредитов. Финансовое положение кислое не только у производителей, но и у розницы. Поэтому мы не видим традиционного предновогоднего бума закупок алкоголя. В октябре прекратился рост производства коньяка, шампанского. А кризис и высокая инфляция вынудили многих людей отказаться от дешевой легальной водки (стоимостью от 75 руб. за бутылку) и покупать нелегальный, но еще более доступный товар», – отметил г-н Дробиз.

Прогнозы перспектив не дают никаких оснований для оптимизма. Из последнего доклада Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) следует, что в будущем году страну ждет серьезный алкогольный кризис. Ликвидация кредитного рычага развития алкогольного бизнеса (сейчас ставка по кредитам для отрасли приблизилась к 30%) поставит многие предприятия на грань банкротства. В 2009 году число компаний-производителей может сократиться на 50%. Рост цен на легальный алкоголь в 2009 году может составить до 50%. Толкать их вверх будут дорогие кредиты, планы Минфина по увеличению акцизов на 10%, рост цен на сырье, высокая инфляция. В итоге рынок водки в ценовом сегменте до 100 руб. может полностью быть занят контрафактом. Сейчас же нелегального товара в этом сегменте «всего» 40%. Кроме того, специалисты ЦИФРРА прогнозируют: бары, кафе, прочих питейные заведения, где наценка на алкоголь составляла 300–500%, вскоре опустеют. Россияне будут заливать горечь кризиса дома.

Рост производства водки возможен, но лишь за счет нелегального товара. Зато остановится рост выпуска коньяка, шампанских вин. Также упадет импорт бренди, виски, другого экзотичного и элитного алкоголя.

АНДРЕЙ ДОЛГИХ

Новые Известия