19.11.2008

330 руководителей рассказали, как будут бороться с кризисом

Фото с сайта images.businessweek.com
Компания Ernst & Young провела опрос о мерах борьбы с экономическим кризисом, в котором приняли участие 330 руководителей крупных компаний из Европы, Азии и Америки. Бизнесменов из России Ernst & Young не стала опрашивать, отмечает РБК daily. Впрочем, их ответы вряд ли бы изменили общемировую картину.

87% из опрошенных топ-менеджеров отметили, что стратегической целью их компании в условиях кризиса является снижение издержек. В то же время две трети респондентов назвали приоритетными и другие меры, например управление оборотным капиталом и контроль затрат по инвестиционным проектам,.

Российские компании также нацелены на снижение затрат, пишет РБК daily. Директор департамента управленческих технологий и проектирования учетных систем аудиторско-консультационной группы РБС Денис Шальнев пояснил, что структура затрат зависит от вида бизнеса. В сфере услуг традиционно сокращение персонала, а в производстве чаще оптимизируют траты на сырье и материалы за счет более жесткого нормирования и работы с более уступчивыми поставщиками.

Уменьшением численности сотрудников, отказом выплачивать бонусы и переменную часть зарплаты уже никого не удивишь. Некоторые предприятия сократили штат управленцев на 80%, рассказал директор по финансовому консалтингу компании "Бейкер Тилли Русаудит" Андрей Шаронин. "Но чаще всего в России в первую очередь сокращают низшее звено, - говорит руководитель практики консультационных услуг компании Ernst & Young в СНГ Вадим Михайлов. - Также часто компании срезают затраты сразу со всех подразделений, не учитывая выполняемые ими функции и вклад, добавляемый в конечную стоимость".

Расходы на консалтинг, информационные услуги и аудит также урезаются. "Например, компания переходит от аудита в компании "большой четверки" к аудиту в компании второго эшелона", - пояснил Андрей Шаронин. Есть фирмы, которые отказываются, например, от таких мелочей, как закупка бесплатного кофе для сотрудников, привел пример директор по корпоративным финансам компании "Грант Торнтон" Иван Сапронов. "Мы сталкивались даже с такими абсурдными на первый взгляд решениями, как отказ от закупки туалетной бумаги и клининговых услуг", - добавил Андрей Шаронин.

Урезая затраты на рекламу и маркетинг, важно не перестараться, предупреждают эксперты. Иначе есть риск и вовсе вылететь с рынка.