18.11.2008

«Цены и меню не меняем»

Далеко не весь русский бизнес в Америке несет убытки от кризиса

На снижение потребительской активности
наши бывшие граждане не жалуются.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
Финансовый кризис в США не обошел стороной многочисленную диаспору выходцев из России и бывших советских республик. Наибольшие потери, как и повсюду в Америке, несут компании по продаже недвижимости и строительные фирмы. Чтобы составить общую картину происходящего, корреспондент «НИ» пообщался с бывшими россиянами, работающими в разных сферах американского бизнеса. Выяснилось, что не все так плохо.

Как сообщает издающийся в Бостоне «Русский Бюллетень», наши бывшие соотечественники занимаются бизнесом буквально во всех сферах американской экономики. Каталог этого издания включает компании по продаже недвижимости и автомашин, страховые, финансовые и юридические конторы, компьютерные фирмы, медицинские учреждения, издательства, радио и телевидение, строительные организации, бюро путешествий, сервис такси и лимузинов, рестораны и многое другое. В эмигрантской среде весь этот огромный комплекс принято называть «русско-американским базаром». Сегодня он пребывает в условиях финансовой депрессии.

Наиболее ярким примером того могут служить компании по продаже недвижимости, которыми владеют выходцы из России. Нора Пасманик работает агентом одной из таких чикагских фирм. «Моя профессия оказалась одной из самых уязвимых, – рассказала она «НИ». – Несмотря на то что продажа домов в октябре и ноябре чуть-чуть улучшилась, цены на жилье продолжают катиться вниз. В среднем за эти месяцы они упали почти на 9%. Соответственно сократились и наши доходы». К разговору подключился владелец строительной кампании Феликс Ольшанский. По его словам, падение покупательной способности американцев вынудило его отказаться от сооружения жилых домов в предместьях Чикаго. «Доживем до лучших времен. Надеюсь, к весне финансовый кризис утихомирится. Я сужу по ситуации на Нью-йоркской торговой бирже», – подчеркнул бизнесмен.

Весьма осторожен в оценках нынешней ситуации менеджер популярного в Чикаго русского ресторана La Mirage Ян Парохин: «Я не могу сказать, что по причине экономического спада у нас сократилось число посетителей и нашему бизнесу нанесен урон. Мы не снижали цены, не меняли меню, но, как и прежде, в вечерние часы уикендов все места в ресторане заняты.

А на празднование Дня благодарения, который будет отмечаться 27 ноября, места во всех залах ресторана и в баре были зарезервированы еще месяц назад. Думаю, что причиной тому является не столь ощутимый рост цен на продукты питания, а, следовательно, и на стоимость блюд нашего меню».

О том же самом поведал «НИ» Илья Столяр, вице-президент фирмы International Computer Concepts. «Наш бизнес, как и ресторанный, зависит от клиентуры, – пояснил он свою мысль. – А спрос на наш сервис и новые компьютеры даже в условиях финансового кризиса остается не только на прежнем уровне, но и постоянно растет. Ведь нет сейчас такого бизнеса, который бы мог обойтись без компьютеров». «В мои владения финансовый кризис еще не докатился», – заявил «НИ» владелец штукатурно-малярной компании Юрий Беников из Портленда (Дальний Запад Америки, штат Орегон).

Есть и еще одна отрасль, не поддающаяся пока ударам финансового кризиса и составляющая около 20% баланса бизнеса выходцев из России. Это сфера медицинского обслуживания населения. В каждом городе, где проживают наши бывшие сограждане, есть клиники, которыми владеют русскоязычные врачи. Подавляющее большинство их клиентов – пожилые люди с бесплатными медицинскими страховками. Эти страховые программы полностью оплачивают услуги врачей любой квалификации, и кризис на это никак не повлиял.

БОРИС ВИНОКУР, Чикаго

Новые Известия