13.11.2008

Цена кризиса

По подсчетам экспертов, мировой финансовый кризис уже обошелся России в 6 трлн рублей, и это не предел

Фото: Сергей Иванов
Финансовые затраты России на преодоление кризиса составили 6 трлн рублей, что эквивалентно 13,9% объема ВВП страны, подсчитали эксперты департамента стратегического анализа ФБК. Цифра, надо заметить, не катастрофическая, особенно если сравнить ее затратами развитых стран. Экспертов волнует другое. Россия практически ничего не запланировала на госгарантии, тогда как в мире на эти цели направляется около половины всех расходуемых средств.

На очередном заседании экономического клуба ФБК в среду директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев представил доклад «Россия и мир против финансового кризиса».

«Сегодня мы уже достаточно выделили средств и подошли к той черте, за которую переходить не хотелось бы» В обсуждении темы приняли участие заместитель генерального директора Агентства по страхованию вкладов населения Андрей Мельников, а также сопредседатель Клуба «2015», бизнес-консультант Николай Коварский.

Эксперты департамента стратегического анализа ФБК подсчитали, что финансовые затраты стран мира на преодоление кризиса уже составили 9,4 трлн долларов, что равняется 15% мирового ВВП. Интересно, что разброс затрат по различным странам составляет от 1% ВВП (Австралия, Дания), до 225% ВВП (Ирландия).

Расходы России составили 222 млрд долларов или 13,9% от ВВП страны. Для сравнения, США уже раскошелились на 3,5 трлн долларов (25% ВВП), Великобритания выделила более 1 трлн долларов (37% ВВП), Германия – 893 млрд долларов (23% ВВП), Япония – 576 млрд долларов (12%), а Китай – 570 млрд долларов (13% ВВП).

Однако, заметил Николаев, здесь важно не то, сколько уже потрачено, а то, на что именно идут выделенные средства. Россия в этом плане заметно выделяется.

«Мы практически ничего не запланировали на госгарантии», – подчеркнул Николаев. А вместе с тем в мире на эти цели направляется около половины всех расходуемых средств (США – 50%, Великобритания – 39%, Германия – 60%, Япония – 53%, а Россия – 0%).

Так, в Германии объем госгарантий по долгам финансовых институтов определен в 400 млрд евро. Еще 20 млрд евро резервируется, в том числе, для гарантий по страхованию депозитов частных лиц. Франция предусмотрела 350 млрд евро на гарантии по межбанковскому кредитованию, а Великобритания определила 250 млрд фунтов стерлингов на гарантии для банков, участвующих в схеме рекапитализации.

Стратегия борьбы с кризисов в России в корне отличается от практики зарубежных стран. На капитализацию (прежде всего банков) наша страна выделяет 84% (по странам мира этот показатель составляет в среднем 15%).

По словам Николаев, международное сообщество абсолютно точно установило: нынешний кризис – это кризис доверия. Россия между тем этого признать не хочет, а потому накачивает банки ликвидностью. Только проблема не в нехватке денег, а в «непроходимости системы, тромбах», подчеркнул эксперт. Судя по остаткам средств на корсчетах банков в Центробанке РФ, проблема ликвидности в банковском секторе стоит вовсе не так остро, как это пытаются подать. Поэтому бороться с кризисом лишь путем вливания средств в экономику нельзя.

Заместитель директора Агентства по страхованию вкладов Андрей Мельников заметил, что причины и характер кризиса в России и развитых странах принципиально отличаются. У нас кризис доверия «наложился» на кризис ликвидности. Последний, по его мнению, сбрасывать со счетов, нельзя.

По словам Мельникова, «денежные бомбардировки» экономики – единственный способ победить кризис ликвидности. Только давая рынку излишнюю ликвидность, можно пробить тромбы в финансовой системе. Иного выхода нет. «Когда не хватает денег – нужно наполнить рынок деньгами», – сказал Мельников.

Николай Коварский в отличие от своих коллег не стал вдаваться в причины и следствия кризиса, а лишь констатировал: «Мир ищет всему новую цену. Никто не знает, сколько будет стоит нефть, евро, доллар. На эти вопросы пока нет ответа». Поэтому государства будут расходовать средства и дальше, в том числе и без необходимости. «Однако надо помнить, что они нам еще понадобятся», – добавил эксперт.

Отвечая на вопрос, сколько еще денег может потребоваться для борьбы с финансовым кризисом, эксперты немного задумались. «Сегодня мы уже достаточно выделили средств и подошли к той черте, за которую переходить не хотелось бы», – сказал Мельников.

Николаев в своих оценках оказался более пессимистичным: «Средств уже практически нет, особенно если учесть принятый антикризисный план правительства. Цена вопроса здесь не известна».

Наталья Журавлева

Взгляд