05.11.2008

«Во время кризиса выгоднее вкладывать в интернет»

Интервью с директором по интернет-проектам «Медиа3» Борисом Тылевичем

Борис Тылевичев Для «Медиа3» - традиционно печатного холдинга – нынешние перемены в компании только на руку. В то время как другие крупные печатные издания уже подумывают о сокращении штата и урезании своих расходов, консервативный «Медиа3» усиливает инвестиции в интернет-направление. О первых шагах холдинга в новом качестве корреспонденту Sostav.ru Дмитрию Захаркину рассказал директор по интернет-проектам «Медиа3» Борис Тылевич.

Над какими проектами «Медиа3» Вы работаете в настоящее время?

Я занимаюсь всеми интернет-проектами в компании. Это сайты газет «Аргументы и факты», «Труд», которые когда-то были копией газет, а теперь постепенно становятся самостоятельными. Кроме того, я работаю с командой «Экстра-М»: сайтами «Экстра-М», «Большой телефонной книги», газеты «Округа». В этом году, безусловно, больше всего сил потребует городской проект Homepage.ru, который мы недавно запустили.

Интернет-версии печатных изданий посещает более молодая аудитория, а значит, под нее необходимо определенным образом подстраиваться: менять контент, оформление, придумывать дополнительные опции и так далее. Расскажите об интернет-версиях АиФа или «Труда», например?

Это действительно так. Замеры TNS Россия говорят о том, что аудитория интернет-проектов более молодая. Модель, когда сайт является копией газеты, осталась в прошлом. Нужно расширять аудиторию, предлагать ей новые рекламные продукты. По данным Всемирной газетной ассоциации, за последние семь лет доля интернет-доходов у американских издателей выросла с 1.3% до более чем 6%. Нам есть куда расти. 

Соответственно для того, чтобы лучше отвечать запросам аудитории, у сайта АиФа есть собственная редакция, которая работает в режиме ежедневного интернет-СМИ, несмотря на еженедельную периодичность газетной версии. С точки зрения функционала и дизайна, сайты постоянно развиваются. Совсем недавно команда АиФа провела редизайн сайта, сделав его более удобным для интернет-пользователя, но сохранив фирменный стиль. Кроме того, АиФ в этом году фокусируется на региональных сайтах и вовлечении офлайн-редакции в создание контента для интернета. И это получается, хотя не сразу.

Вообще, сайт позволяет читателям то, что сложно реализовать на бумаге. Например, экспериментировать с подачей информации, с партнерскими проектами, с нестандартными пакетными предложениями и оценивать полученные результаты.

В начале 2008 года был проведен ребрендинг газеты «Труд». В соответствии с ним, мы обновили и сайт, сделав его более динамичным, интерактивным, добавили мультимедийные возможности. Важно, чтобы вся редакция понимала важность интернета. Примечательно, что в «Труде» главный редактор газеты – Владимир Бородин – с энтузиазмом поддерживает регулярное общение с читателями на сайте. Кроме того, мы развиваем на сайте «Труда» и сервисы, помогающие найти работу и сотрудников. Это будет логичным и ценным предложением как для нашей аудитории, так и для рекламодателей.

Почему для первого стартапа в интернете был выбран именно сегмент городских порталов? Как известно, на этом рынке уже присутствуют сильные игроки: Afisha.ru, их печатный проект «Большой город», Moskva.com, Akado.com.

Homepage.ru хорошо ложится в нашу общую линейку. У нас есть АиФ с взрослой аудиторией, «Труд», который после ребрендинга стал более «молодым». При этом у нас не было проекта, который бы ориентировался в основном на активную аудиторию 20-30 лет.

Мы анализировали многие направления, по которым мы могли бы пойти и поняли, что городского портала в том виде, в котором мы себе его представляем, в интернете нет. Не существует единого сайта, который бы отвечал на все практические вопросы жителей города и позволял бы им найти максимум информации по интересующей теме.

Мы не собираемся конкурировать с другими сервисами, а создаем на основе Homepage.ru другую среду. Мы работаем на аудиторию, которая хуже знает город, нежели, например, пользователь Afisha.ru. Afisha.ru и Moskva.com – все же более развлекательные порталы, созданные в основном для общения. У нас ставка, прежде всего, делается на полезный контент и сервисы, которые позволяют найти нужную информацию.

Есть очень большой процент людей, которые пока не являются лояльной аудиторией для существующих проектов. У нас нет цели как-то переманить аудиторию с названных проектов, но мы найдем свою аудиторию и считаем, что она будет шире.

Что задержит пользователей на Homepage.ru?

У нас есть большой раздел «Темы», который содержит множество практических советов о том, как решать конкретные проблемы. Человек, ознакомившийся с определенной темой, понял, как ему действовать, узнал о позитивном или негативном опыте. В результате он максимально эффективно для себя решает проблему. Кроме того, все единицы контента связаны друг с другом. Он может через тему выйти на новость, затем на место, где происходит действие, потом на карту, - всё это дает максимум информации об интересующем объекте. Пользователь посещает страницы сайта, получая при этом другую полезную информацию, релевантную запросу.

В ближайшем будущем мы предоставим пользователям возможность создавать свои новости, события, места. Они смогут стать полноценными редакторами сайта, и это будет наш первый серьезный шаг в сторону гражданской журналистики.

Сообщалось, что Homepage.ru – первый оригинальный сетевой проект, созданный «с нуля» в рамках холдинга. В чем преимущества?

Это не преимущество относительно других игроков. Здесь имеется ввиду именно новое явление для «Медиа3». Деятельность холдинга связана с офлайновыми активами, и Homepage.ru – первый актив, который не связан с печатным изданием. Таким образом, портал позволяет нам выйти на интернет-рынок с молодой, активной аудиторией и приобрести опыт бизнеса в интернете.

Генеральный директор «Медиа3» Александр Страхов не исключил, что по результатам работы Homepage.ru компания сможет в дальнейшем планировать свои инвестиции в этот рынок. А если запуск Homepage.ru окажется неудачным, вы свернете деятельность в интернете?

Как сказал однажды топ-менеджер другой компании: «Всё, закрываем интернет?». Конечно, нет, ни в коем случае. Во-первых, я полагаю, что Homepage.ru двигается успешно, хотя мы только в начале пути. К примеру, наш ролик Metropolidance стал действительно вирусным, за первые два дня его просмотрело более ста тысяч, а за месяц – более полумиллиона человек. Во-вторых, в любом случае, это опыт, а он всегда полезен. К тому же, мы не уйдем с рынка, так как это одно из наших стратегических направлений. Решение о запуске проекта принималось на высоком уровне, и у нас нет права на ошибку.

Каковы планы по монетизации аудитории Homepage.ru?

Если говорить о модели, то она рекламная. Первые размещения показывают хороший отклик. В будущем мы надеемся представить новые продукты, но для этого необходима инфраструктура. Причем не только нам, но и рынку в целом. Поскольку у нас локализован весь контент, мы обладаем очень хорошим географическим таргетингом. В настоящее время мы ведем переговоры с компаниями, которым предложим уникальные условия.

Например?

У пользователя есть возможность выбрать контент, который привязан к какому-то району. Допустим, он указывает, что его интересует улица Мясницкая, и получает новости, места и события, которые связаны с этим местом. Здесь мы можем показывать «контекстную» рекламу заведений и мероприятий. Но для того, чтобы всерьез говорить о такой массовой географически и социально-таргетированной рекламе для малого и среднего бизнеса, нужна инфраструктура на рынке: технологическая, партнерская, клиентская. Мы знаем, что лидеры рынка интернет-рекламы ведут разработки в этом направлении.

Инвестиции в запуск проекта составили порядка 50 миллионов рублей. Предполагаются ли дополнительные финансовые вливания в проект?

Не совсем так. 50 миллионов рублей мы планировали потратить на запуск и развитие проекта. Конечно, они еще не потрачены. У нас есть внутренний финансовый план, по которому мы идем очень хорошо. Пока нет причин думать, что потребуются дополнительные инвестиции.

А если будете выходить в регионы?

Сначала мы посмотрим, как поведет себя Homepage.ru в Москве. Возможно, для выхода в другие города потребуются дополнительные средства. Другой сценарий: мы будем делать это с помощью региональных партнеров.

По данным «Медиа3», ежедневное количество уникальных пользователей ресурсов холдинга сегодня составляет более 350 тысяч посетителей в день. В планах компании: развитие новых продуктов. В какую нишу вам бы еще хотелось зайти?

Мы постоянно рассматриваем проекты, как с точки зрения покупки, так и с точки зрения самостоятельного запуска. Я могу только сказать, что нас интересует тема автомобилей, мобильных приложений, интернет-телевидения, коммерции. При этом покупка какого-либо проекта также не исключается, но пока нас не устраивают предлагаемые цены, мы считаем что рынок перегрет для покупателя. В данный момент мы разрабатываем стратегию развития медиахолдинга на 5 лет, в которой особое внимание будет уделено интернет-направлению.

Активное развитие интернет-направления как-то связано с финансовым кризисом? Ведь бытует мнение, что интернет станет самым надежным сегментом медиа при общей нестабильности в экономике страны?

Идея проекта Homepage.ru появилась у руководства «Медиа3» более года назад, тогда о кризисе еще не знали. Мы согласны с мнением многих экспертов, что на интернет кризис повлияет меньше всего, но он все равно повлияет. Мы уже чувствуем его хотя бы потому, что часть рекламодателей сокращают свои бюджеты. Также не готов признать, что интернет – это надежный сегмент во времена нестабильности. Скажем так: тут есть много возможностей, и с точки зрения стратегического инвестора имеет смысл вкладывать в онлайн, несмотря на кризис.    


Борис Тылевич
получил степень магистра в Московском физико-техническом институте (Физтехе) на факультете общей и прикладой физики. Занимается интернет-проектами с 2000 года. Начинал свой путь как флэш-разработчик, далее работал верстальщиком, программистом, владельцем интернет-агентства, руководителем отдела, руководителем проектов в Reebok, Пронто-Москва, Trader Media East. В 2007 году пришел в группу «ПромСвязьКапитал», в настоящий момент курирует существующие интернет-проекты в Медиа3, продюсирует новые.

ЗАО «Медиа3» – управляющая компания, созданная в 2007 году для управления медиаактивами Группы «ПромСвязьКапитал». Активы под управлением Медиа3 сосредоточены на сегодняшний день в четырёх сегментах российского рынка медиа – печатные СМИ, типографский бизнес, дистрибуция прессы и Интернет. Компания управляет такими активами, как ИД «Аргументы и Факты», ИД «Газета «Труд», ИД «Экстра М Медиа», полиграфические комплексы ПК «Медиапресса» и ПК Экстра М, сети дистрибуции «АРИА-АиФ», МОП «Союзпечать», «Метропресс-СПб» и «Роспечать-Челябинск». Оборот активов под управлением Media3 – более $500 миллионов долларов США за 2007 год. По совокупным оборотам активов под управлением Медиа3 является крупнейшим частным медиахолдингом страны и лидером на рынке печатных СМИ по совокупному тиражу изданий.