05.11.2008

Эксперт критикует кампанию по рекламе гражданства

Глава рекламного агентства Studio of Marketing Юри Кивит в своем комментарии для Postimees размышляет о реализации кампании по привлечению новых граждан.

С точки зрения коммуникации сайт и кампания сделаны вполне грамотно. Всегда можно найти повод придраться к деталям, но главное – сделан шаг в правильном направлении. К сожалению, стратегически допущены две серьезные ошибки.

Нельзя рекламировать товар, когда спрос на него практически отсутствует. Это первое правило грамотного маркетинга. Ласты зимой не рекламируют. В данной кампании товар – это гражданство. Спрос на гражданство ЭР сейчас низок как никогда.

В таких условиях реклама должна работать над созданием будущего спроса (создавать «отложенный спрос»). Если проще, то заставить людей задуматься: «а почему бы и не взять гражданство? Когда-нибудь, если захочу». Данная реклама не заставляет задуматься, а призывает – «Мы ждем тебя». Прямой результат кампании будет нулевой.

Кампания конфликтует с реальностью, т.к. сейчас в эстонской политике преобладают идеи национализма. Это примерно то же, что рекламировать «покупайте особо мягкие сушки», хотя все знают, что сушки-то твердые, на то они и сушки. Никто не поверит.

Мало кто из целевой аудитории неграждан поверит, что фраза «Мы ждем тебя» исходит от эстонца. Для успеха кампании с экрана ТВ эту фразу должен сказать не диктор русского радио, а эстонец. И это надо исправить как можно скорее!

Зато эстонская часть кампании «Сбережем нашу большую семью» гораздо более удачная. Обычно считают, что эстонская и русская рекламы должны отличаться. Но в данном случае, тексты на эстонском языке надо было просто продублировать на русский язык. А призывы «принимайте гражданство» оставить до лучших времен.

Кроме того, идентичность кампаний на двух языках подчеркнула бы идею, что «Мы-одна семья». А сейчас возникает риск, что кампания вместо объединения вызовет еще большее отторжение у тех неграждан, которые понимают по-эстонски. А ведь именно они являются самой ценной целевой группой этой кампании.

Остается еще вечный вопрос маркетинга - достаточно ли хорош товар? Насколько выгодно человеку гражданство ЭР? Если кто-то скажет, что гражданством не торгуют, то после 2007 года это не так.

Сейчас гражданство – это предмет торга. Для получения гражданства человеку приходится платить своим временем, деньгами, а иногда еще и принципами, зачастую к нему меняется отношение со стороны знакомых. Человек всем этим платит за гражданство. Значит он должен получить что-то взамен.

На сайте описаны «некоторые преимущества по сравнению с неопределенным гражданством». С точки зрения маркетинга все, кроме «расширяет возможности выбора при поиске работы» - это неубедительные аргументы.

Реклама гражданства
Один из двух плакатов кампании.
Фото: Бюро министра по делам народонаселения

Юри Кивит, Studio of Marketing

postimees.ee