11.08.2008

Чехам не дадут "приватизировать" пиво

"Чешское пиво, сваренное в России" - это словосочетание, которое кажется нелепым настоящим ценителям пенного напитка, вскоре может быть запрещено официально. Правда, только в том случае, если Брюссель пойдет навстречу пожеланиям Праги и признает чешское пиво охраняемым национальным брендом. И если Россия, в свою очередь, признает соответствующее постановление Евросоюза. При соблюдении названных условий чешским будет считаться только то пиво, которое сварено в Чехии, и даже продукция, произведенная по лицензии чешских пивоварен в других странах, не сможет воспользоваться этим определением.

Добиться подобного признания чехи пытаются уже давно. Им не дает покоя особое положение, занимаемое в алкогольной индустрии коньяком и шампанским. Как известно, во многих странах мира только продукция, произведенная во французских регионах Коньяк и Шампань, имеет право носить соответствующие названия. Ирония, однако, заключается в том, что, даже получив вожделенное решение Евросоюза, Чехия вряд ли получит те же преимущества, которыми пользуются французы. Во-первых, последние вовремя подсуетились, превратив "коньяк" и "шампанское" в имена нарицательные, обозначающие отдельную категорию алкогольных напитков. А "чешское" - всего лишь определение, и никто не даст чехам приватизировать слово "пиво". Так что им по-прежнему придется на равных конкурировать с не менее известными пивоварами Ирландии или Германии. А во-вторых, испытав на себе прелести глобализации, большинство знаменитых винодельческих домов Франции тем не менее остались в собственности местных компаний, заинтересованных в сохранении национального достояния. Так, бренд Hennessy является основой для крупнейшего мирового производителя предметов роскоши LVMH, ему же принадлежит марка шампанского Moet (собственно, аббревиатура и расшифровывается –-Moet Hennessy Louis Vuitton). Коньяк Martell выпускает французский холдинг Pernod Ricard. А коньячный дом Camus и по сей день остается независимым семейным предприятием.

На пивном рынке Чехии ситуация принципиально иная. Отрасль почти полностью контролируется глобальными корпорациями отнюдь не чешского происхождения. Так, например, Plzeтsky Prazdroj, выпускающая Pilsner и Velkopopovicky Kozel, принадлежит британской компании SABMiller. Компания Heineken в Чехии владеет пивоварнями Starobrno и Krusovice Breweries, а портфолио брендов представлено такими чешскими марками, как Starobrno, Hostan, Zlaty Bazant, Krusovice. В марте текущего года Heineken приобрела еще один пивной актив - компанию Drinks Union, которой принадлежат четыре пивоварни в Северной и Восточной Богемии. Самой известной маркой Drinks Union является национальный бренд Zlatopramen. Эта покупка позволяет Heineken увеличить свою долю на внутреннем рынке Чехии до 12% и стать третьим по величине его игроком.

В собственности чешского государства осталось только предприятие Budejovicky Budvar, которое производит популярное пиво "Будвайзер", отсудив, кстати, право на использование данного названия - по крайней мере, в странах Европы - у одноименного пива из США. Но и эту компанию планируется продать. По мнению аналитиков, приватизация может принести чешской казне более €1 миллиарда. И не исключено, что покупателями станут те же американцы.

Понятно, что крупные концерны в национализации чешского пива отнюдь не заинтересованы. Ведь их продукция выпускается и на территории других стран. В частности, SABMiller разливает свое "чешское" пиво в России, Польше и Словакии. "Акулы" мирового алкогольного рынка не устают повторять, что по вкусовым качествам лицензионное пиво от "родного" ничуть не отличается. Впрочем, для любого россиянина, хоть однажды попробовавшего местного пива в Чехии, разница все же очевидна. Но эти счастливчики предпочтут настоящее чешское пиво и без указаний Евросоюза. Для остальных же отсутствие соответствующего определения на этикетке вряд ли станет определяющим фактором при выборе продукта. Тот же Velkopopovicky Kozel, выпускаемый в России, уже нашел свою аудиторию. Есть свои приверженцы и у других чешских марок российского розлива. Труднее придется брендам, не знакомым нашему рынку. Хотя и они, скорее всего, не сильно пострадают. Просто вместо национальной принадлежности пива будут указывать на этикетке и подчеркивать в рекламе, что оно произведено по чешской лицензии и традиционной технологии.

Но пока в России глобальным корпорациям ничто не угрожает. Ни один из национальных брендов наша страна до сих пор не признала, защищая право своих граждан покупать "Московский" коньяк и "Советское шампанское". Правда, при вступлении в ВТО этим все же придется поступиться. Однако пока Россия дождется вступления в ВТО, сама ВТО может приказать долго жить.//Мария ТРИФОНОВА

utro.ru