30.07.2008

Алкогольные бренды "Союзплодоимпорта" передают Росимуществу

 Первый вице-премьер Виктор Зубков поручил Минпромторгу и Минэкономики, подготовить документы, лишающие федеральное казенное предприятие (ФКП) "Союзплодоимпорт" прав на 17 бывших советских брендов, включая водки "Столичная" и "Московская". Эти марки должны перейти на баланс Росимущества, пишет "Коммерсант".

Газета напоминает, что "Союзплодоимпорт" был создан для того, чтобы оспаривать права группы SPI, контролируемой предпринимателем-эмигрантом Юрием Шефлером, на эти знаки.

В конце 2001 года после судебных разбирательств между Минсельхозом и группой SPI более 40 водочных товарных знаков (Stolichnaya, Moskovskaya, Russkaya и др.) были перерегистрированы на Российскую Федерацию в лице Минсельхоза, а позже переданы специально созданному ФКП "Союзплодоимпорт". Сейчас ФКП контролирует продажи водочных марок внутри России (Stolichnaya и Moskovskaya на черноголовском заводе группы ОСТ и московском заводе "Кристалл"), SPI - за рубежом. Патентные и судебные разбирательства по поводу марок уже в 2002 году перешли на международный уровень. В каждой стране, где SPI продает свою продукцию под этими товарными знаками, ФКП пытается оспорить регистрацию Stolichnaya и Moskovskaya.

Особых успехов в использовании советских брендов "Союзплодоимпорт" не достиг. В 2006 году на падение его финансовых показателей обратила внимание Счетная палата - аудиторы подтвердили, что объем производства "государственных" водок после передачи их в управление госкомпании существенно снизился.

Финансовые показатели "Союзплодоимпорта" никогда не раскрывались, но, по оценкам топ-менеджера одной из крупных водочных компаний, "если объем производства всех государственных марок, которыми управляет "Союзплодоимпорт", в 2001 году составлял 4 миллиона дал, а капитализация российского портфеля марок составляла около 1 миллиарда долларов, к 2006 году эти показатели упали в среднем до 200 тысяч дал в год и 250 миллионов долларов, а к 2008 году - до 140 тысяч дал". При этом продажи Stolichnaya за рубежом, которые контролирует группа Юрия Шефлера, значительно лучше - в 2007 году, по данным Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя, SPI под советскими марками было продано 2,3 миллиона дал водки.

По оценкам независимых юристов, ежегодные затраты на ведение судебных дел против SPI за рубежом составляют 5-10 миллионов долларов. "После того как "Союзплодоимпорт" в апреле 2006 года проиграл суд в США и фактически потерял для России основной рынок продажи "Столичной", эти траты стали полностью бессмысленными",- говорит глава компании "Добронравов и партнеры" Юрий Добронравов.

По мнению участников российского алкогольного рынка, последней каплей, переполнившей чашу терпения правительства, стал срыв переговоров по продаже бренда Stolichnaya (оценивается в 3 миллиарда долларов) компании Pernod Ricard. По словам председателя совета директоров и гендиректора Pernod Ricard Патрика Рикара, сделка не состоялась из-за того, что "Союзплодоимпорт" не был акционирован.