25.07.2008

Церковный PR в руках Диомида

Кто кого предал анафеме и почему о раскольном епископе не умолкают СМИ и блоги

Фото с сайта Патриархии

PR-службе Русской православной церкви (РПЦ) было чем заняться последний год. О раскольном владыке Диомиде православный народ узнал в феврале 2007-го. В письме "ко всем верным чадам Святой Православной Церкви", которое носило звучное название "Пора пресечь беззаконие", епископ Анадырский и Чукотский подверг критике современное состояние православия и обвинил руководство РПЦ в "отступлениях от чистоты православного вероучения". С тех самых пор РПЦ ведет жесткую пропаганду против Диомида, оберегая своих прихожан от раскола.

А между тем, Диомид примеряет роль публичной фигуры, некого "истинного голоса православия". Его письмо - словно первая ласточка, еще только обрисовывает грандиозные планы автора. Что будет после, знают даже блоггеры, смакуя каждой новой православной сенсацией: Диомида попросят раскаяться, а он, "непослушный", предаст анафеме патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

Кампания Диомида была построена на понятных каждому православному человеку вещах. Всего "отступлений" епископ насчитал девять: совершение молитвы с еретиками (то есть совместное богослужение нескольких религий), подчинение Церкви мирской власти, антинародная политика существующей власти, оправдание персональной идентификации граждан (имеются ввиду ИНН и новый паспорт), одобрение демократии и саммита "Большой восьмерки", вера в одного "Всевышнего", нравственные ценности телевидения и, наконец, попрание принципа соборности в связи с долгим отсутствием созыва Поместного Собора и передачи важнейших его функций собору Архиерейскому.

Призывы Диомида были поддержаны многочисленными публикациями в СМИ. Позже сама же пресса начала утверждать, что во многих центральных регионах начался сбор подписей в поддержку владыки и что речь идет о церковном расколе невероятного масштаба.

Впервые об официальном расколе заговорили совсем недавно. В июне богословско-каноническая комиссия Русской православной церкви во главе с патриаршим экзархом всея Белоруссии митрополитом Минским и Слуцким Филаретом изучила документы за подписью Диомида и пришла к выводу, что они порочат авторитет церкви и "фактически провоцируют раскол".

Весьма любопытно о попытках "раскола" напишет один из июльских номеров журнала "Профиль". В своей статье "Епископ Диомид и вопросы каноники" автор Александр Чаусов пытается разобраться в действиях владыки Диомида, умело подводя тему к догматам. Он пишет: "Собственно догматика в данном случае находится на втором, если не более дальнем, месте. Главное - это пресловутые паспорта, номера, экуменизм и мобильные телефоны. А на таком "частном отрицании" полноценную жизнь религиозного сообщества не построишь. Очень скоро оно начнет расщепляться и исчезать. Каким бы громким ни был первоначальный успех и обильным - приток прихожан".

О том, что Диомид "слишком мелко копнул" позже скажут и его ученики, начиная постепенно отлучаться от "раскольной веры". Уж очень частные предложения возникают у епископа: мол, причем здесь собственно Церковь с ее учением, которое создавалось, когда об ИНН и телефонах и догадываться не могли.

Официальная точка зрения Церкви сохраняла на фоне диомидовских учений непоколебимость и консервативность. PR РПЦ предусматривал и снисхождение к заплутавшему в догматах Диомиду. Так, 24 июня 2008 года его пригласили на Архиерейский собор РПЦ в московском храме Христа Спасителя, но Диомид не явился, сославшись на плохое самочувствие. Три дня спустя Архиерейский собор постановил лишить Диомида сана епископа Анадырского и Чукотского. "Причиной извержения из священного сана назывались непослушание священноначалию и раскольническая деятельность архиерея", - говорилось в постановлении.

Информационная война со стороны РПЦ усилилась, когда всю правду о Диомиде в своем блоге поведал священник Михаил Неверов. Пост отца Михаила стал одним из самых бурно обсуждаемых блоггерами 7 июля. Некоторые СМИ опять же сделали на этом очередную сенсацию. И было из чего. Отец Михаил рассказал о первых годах служения Диомида, о том, что он "был крайне тяжелым человеком", но всегда умудрялся выходить сухим из воды и оставаться в милости у РПЦ. Сторонников своих взглядов он начал собирать еще тогда.

Описывается и такой случай: "Его поселили в одну келью с родным братом. В одну из ночей срочно была вызвана скорая помощь. Вся келья в которой жили два брата была забрызгана кровью. Пострадавших было двое. У монаха Диомида топором была рассечена кисть руки, а у его брата в крови была вся голова. Короче, что-то они не поделили". Диомида тогда не исключили, говорилось в посте.

Теперь, после внимания со стороны блоггеров и широкой общественности, Диомиду необходимо было сделать следующий шаг. И он его беспрепятственно совершил: предал анафеме патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Мало кто знает, но в опалу к Диомиду попали митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл и митрополит Минский и Слуцкий Филарет. Ко всему прочему, 17 июля Диомид выступил с открытым заявлением, в котором постановил перевести Анадырскую и Чукотскую епархию на самоуправление. "Раскол" совершился.

Сегодня стало известно, что против лишённого сана бывшего епископа Диомида может быть возбуждено уголовное дело. Временно управляющий Анадырской и Чукотской епархией архиепископ Марк написал заявление в правоохранительные органы Чукотки, в котором обвиняет бывшего управляющего епархией в растрате средств. В заявлении отмечается, что экс-епископ Диомид похитил всю документацию, касающуюся бухгалтерской и налоговой отчетности.

Дмитрий Захаркин, Sostav.ru