17.07.2008

"Цензура запрещается"

Законодатели до сих пор не могут договориться по поводу контроля над телевидением и интернетом

Фрагмент плаката "Студии Артемия Лебедева"
"Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается", - это слова из нашей Конституции. Почаще бы их повторять тем, кто всерьез задумался о реформировании медиаиндустрии. А вот другие слова уже прилично набили оскомину: "Интернет надо приравнять к СМИ", или куда лучше: "телевидению не хватает контроля". Между тем, даже полемика на эту тему в рядах верхней палаты все чаще вызывает разногласия и противоречия.

На днях председатель Совета Федерации РФ Сергей Миронов вновь поднял вопрос об органе, который бы смог контролировать контент телеканалов. Господин Миронов непреклонен: как и год назад он предлагает создать Общественный совет, контролирующий содержание передач. Спикер Совета Федерации уточнял свое решение так: в первую очередь телевидение надо избавить от той "чернухи", которая преобладает сейчас на телеэкранах, ведь от нее страдают самые психологически уязвимые категории зрителей - дети и подростки.

Придуман даже предварительный состав. Среди кандидатов в члены Совета называются следующие персоны: главный редактор "Литературной газеты" Юрий Поляков, кинорежиссер Павел Лунгин, актер, режиссер и президент международного кинофорума "Золотой витязь" Николай Бурляев.

Главное в этой истории - инициативу Миронова уже одобрил президент России Дмитрий Медведев. Вспомним, что президент отнюдь не падок на решения своих оппонентов. Не так давно он выступил против "поправок Шлегеля", которые предлагали внести коррективы в закон о СМИ, дополнив его нормой о клевете.

Другой камень преткновения - интернет. В России хотя и не прецедентное право, но решение по делу блоггера Саввы Терентьева, осужденного за нелестный комментарий в адрес милиции, вызвало мощный общественный резонанс. Любопытно, что даже в Совете Федерации не сложилось общего мнения о проблеме.

"Интернет никакого отношения к СМИ не имеет, а противодействовать экстремизму в сети можно и без признания его средством массовой информации, - говорит председатель Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков. - На мой взгляд, Интернет является своеобразной системой по обмену информацией, то есть почтой, в то время как СМИ почтовые услуги не осуществляют".

С ним не согласен заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Исса Костоев. Спикер считает Интернет печатной продукцией, которая незамедлительно должна быть признана средством массовой информации. "Нельзя беспрепятственно распространять сумасбродные идеи и не нести за это никакой ответственности", - считает он.

Вообще вся ситуация, связанная с вопросами контроля медиаотраслей, походит больше на PR-кампанию отдельных чиновников, к слову, не имеющих ничего общего с темой, о которой они говорят. Их проблема - в отсутствии понимания измерителя, который будет "подсчитывать" нравственность. Правозащитники приводят в пример общественный совет при ВВС. Там совет имеет право менять руководство центральных каналов.

Дмитрий Захаркин, Sostav.ru