10.07.2008

Пользователей финансовых услуг легче всего найти в интернете

Онлайн панели являются признанным во всем мире инструментом для проведения маркетинговых исследований в сети Интернет и представляют собой сообщества людей, зарегистрировавшихся на специальном веб-портале для периодического участия в опросах общественного мнения за вознаграждение. Основным вопросом, который обычно волнует исследователей, если речь идет об Интернет опросах, является вопрос о репрезентативности онлайн панелей: на какую совокупность людей можно распространять полученные результаты и как данные онлайн опросов соотносятся с данными, полученными методами телефонных или личных интервью (оффлайн).

В апреле 2008 г. Национальное агентство финансовых исследований в партнерстве с компанией OMI (Online Market Intelligence) провело сравнительное исследование пользователей финансовых услуг в оффлайн и онлайн режимах. Одни и те же вопросы относительно планирования личного бюджета и использования различных финансовых услуг были заданы респондентам в ходе личных интервью по всероссийской выборке (в опросе участвовало 1600 человек) и пользователям сети Интернет в онлайн access-панели компании OMI (объем выборки в сети Интернет составил 1745 человек).

Сравнивая социально-демографические характеристики респондентов из двух выборок, можно сделать вывод о том, что в выборку онлайн опроса попали, в первую очередь, экономически активные россияне с более высоким уровнем образования и уровнем дохода выше среднего. Доля таких людей среди Интернет-пользователей значительно выше, чем в среднем по России. В выборку онлайн панели чаще входят более молодые (78% опрошенных находятся в возрасте 16-34 лет), высокообразованные (72% респондентов имеют высшее или неоконченное высшее образование) и высокодоходные респонденты (56% опрошенных имеют доход более 10 000 руб. на члена семьи в месяц). Для сравнения во всероссийской выборке респонденты до 34 лет составляют 33% в объеме выборки, респонденты с высшим и неоконченным высшим образованием - 23%, а с доходом более 10 000 руб. на члена семьи в месяц - 23%. Высокая наполненность экономически активной группы населения в онлайн опросе позволяет проводить более детальный анализ финансового поведения целевой аудитории потенциальных и реальных пользователей финансовых услуг.

Респонденты из онлайн панели демонстрируют более высокий уровень финансовой активности. Опрошенные чаще сообщают, что пользуются финансовыми услугами, в том числе доля пользователей малораспространенными услугами в онлайн панели выше, чем во всероссийской выборке. Причем, Интернет панель позволяет без особого труда выделить малодоступные в оффлайновом опросе группы потребителей, например, пользователей ипотеки или инвестиционных услуг.

При анализе ответов респондентов на вопрос о пользовании финансовыми услугами, была выявлена б?льшая финансовая активность Интернет-аудитории. При опросах по всероссийской выборке почти половина (48%) опрошенных заявляют, что не пользуются финансовыми услугами. Среди опрошенных с помощью онлайн панели финансовыми слугами не пользуются только 8%. (См. рис. 1).

При этом по всем указанным видам услуг среди респондентов Интернет-панели наблюдаются более высокие показатели пользования. В частности, по всероссийской выборке пользователями ипотечного кредита являются не более 2% населения, а в Интернет-опросе 5% опрошенных пользуются ипотечным кредитом.

Какими финансовыми услугами лично вы пользуетесь в данное время


На основе сравнения результатов двух опросов было отмечено, что россияне живут сегодняшним днем и не уверены в своих доходах даже в самом недалеком будущем, а также не планируют своих расходов на долгосрочную перспективу. В результате сравнения полученных по двум опросам ответов выяснилось, что пользователи Интернета в целом более уверены в уровне своего дохода. Например, в уровне своего дохода через месяц уверены 67% россиян, опрошенных по всероссийской выборке, и 86% опрошенных пользователей Интернета. Говоря о долгосрочной перспективе планирования доходов, в своем доходе через десять лет уверены только 3% россиян, опрошенных по всероссийской выборке, и уже 10% участников онлайн панели. (См. рис. 2).

Если горорить о будующем можете ли в ы с уверенностью сказать каким будет выш доход


Выявлена положительная зависимость между материальным положением респондента и горизонтом планирования доходов. Для населения с более высоким уровнем образования также характерно значительное расширение горизонта планирования доходов.

Далее респондентам каждого из опросов предлагалось ответить на вопрос о том, на какой срок они планируют свои расходы. Интересно то, что по данному вопросу ответы оффлайн и онлайн респондентов практически совпали. Даже несмотря на уверенность в своих доходах на более длительную перспективу, для большинства респондентов планирование расходов в обеих выборках не превышает полугода. Примерно две трети опрошенных в двух выборках сообщили, что планируют свой бюджет только на месяц вперед. Еще четверть - на полгода вперед. А на 10 лет вперед свои расходы планируют мене 1% опрошенных в каждой из выборок. (см. рис. 3).

На какой период вы планируете ваши расходы


На основе сравнения распределения ответов опрошенных двумя методами можно еще раз отметить, что опрошенные пользователи сети Интернет характеризуются более высоким уровнем финансовой активности и пользования финансовыми услугами. Использование онлайн панели целесообразно, когда нашей целевой аудиторией являются реальные или потенциальные пользователи тех или иных финансовых услуг и исследователя интересует не столько описательная статистика (доли реальных и потенциальных пользователей на рынке, знание услуг и брендов, источники информирования, профили пользователей и т.п.), сколько выявление экономических и социально-демографических факторов, влияющих на поведение на рынке финансовых услуг, то есть задачи модельного типа. Преимуществом в таком случае становятся скорость, цена и возможность количественных исследований труднодоступных для оффлайновых методов пользователей таких услуг, как ипотека и инвестиции.