10.07.2008

Дочка РЖД может остаться не только без пива, но и без соков

ОАО РЖД "Рефсервис"
Иллюстрация с сайта refservice.ru
ОАО РЖД "Рефсервис", которое владеет самым большим парком изотермических вагонов, может лишиться львиной доли перевозок. Виноват в этом новый технический регламент на перевозку пищевых товаров, пишет газета "Коммерсант".

Сейчас соки, за исключением весеннего и осеннего периода, можно перевозить только в специализированном подвижном составе - изотермических вагонах (вагонах-термосах). Однако это правило может кануть в Лету. Меньше месяца назад Госдума во втором чтении утвердила новый техрегламент на соки и соковую продукцию из фруктов и овощей. Теперь документу осталось лишь третье чтение, которое обычно носит лишь формальный характер. Это означает, что производители соков наверняка получат новые права - в частности, они будут сами определять сроки и условия хранения и перевозки своей продукции. Экспедиторы тоже получат больше свободы - они смогут самостоятельно выбирать подвижной состав для железнодорожных перевозок соков.

Между тем, для "Рефсервиса" (дочерняя компания госмонополиста РЖД, который достался весь парк изотермических вагонов) нововведения обернутся потерями. "Рефсервис" и так недавно лишился перевозок пива - с июля начала действовать норма ГОСТа, согласно которой пиво не является скоропортящимся грузом, подлежащих транспортировке в вагонах-термосах. Предприятие теряет на этом около 49% перевозок, а после новых правил относительно соков лишится еще 9%. Эксперты полагают, что при таких условиях ОАО РЖД вряд ли сможет продать блокпакет акций "Рефсервиса" частным инвесторам (РЖД собиралась заключить такую сделку до конца года).

В самой компании "Рефсервис" говорят, что сокращается самая доходная часть их грузовой базы, за счет которой субсидируется перевозка фруктов, мяса и рыбы. Гендиректор "Рефсервиса" Николай Аверков заявляет, что происходящее разрушает существующую систему госконтроля за оборотом пищевых продуктов. Если новый техрегламент по сокам получит окончательное одобрение парламента, "Рефсервис" будет оспаривать его в Конституционном суде.

Производители соков в ответ язвительно замечают, что перевозчикам следует больше думать о конкурентоспособности своих тарифов, чем сомневаться в качестве перевозимой продукции, и ссылаются на международные правила оборота пищевой продукции, которым новый техрегламент полностью соответствует.