09.06.2008

Госдума приступила к регулированию работы платежных терминалов

Госдума рассмотрит законопроект "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", а также сопутствующие поправки в банковское и иное законодательство. Если законопроект примут, будет легализована субагентская схема работы, широко распространенная на рынке. По мнению экспертов, это хорошая новость для участников рынка. Владельцам терминалов проще воспользоваться наличием такого договора у платежной системы, а не заключать многочисленные договоры с получателями платежей (в том числе с банками).

В законопроекте четко прописано, какие услуги можно оказывать по субагентской схеме без договора с банками, а какие нет. Председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам НАУЭТ Борис Ким сказал, что договор с банком потребуется для погашения кредита через терминал, пополнения банковских счетов и операций с ними, и для перечисления взносов в паевые фонды. Остальные услуги можно оказывать по субагентской схеме. Директор системы E-Port Александр Покровский отметил: "Часть операций с денежными средствами является исключительно банковской деятельностью, поэтому работать без договора с кредитной организацией неправомерно". Зато отказ от участия банков в других операциях позволит владельцам терминалов не повышать цены на свои услуги, оставив их на прежнем уровне.

Кроме того, закон рассматривает механизмы регулирования рынка небанковских наличных платежей. Известно, что ранее депутат Владислав Резник (глава банковского комитета Госдумы) ратовал за максимальную защиту участников рынка терминалов, в то время как его зам Денис Волчек, напротив, предлагал отдать им лишь перечисление платы за электросвязь и ЖКХ, сделать ее лицензируемой и оснастить все терминалы контрольно-кассовой техникой с фискальной памятью. В итоге согласованный вариант законопроекта гласит: у платежных агентов практически нет ограничений по набору услуг, лицензировать такую деятельность не нужно, однако необходимо оснащать терминалы кассовой техникой.

У Центробанка претензий к проекту нет. Ряд экспертов полагает, что ЦБ согласился на субагентскую схему в обмен на полномочия по регулированию рынка небанковских платежей. Если закон примут, операторы по приему платежей должны будут предоставлять в ЦБ информацию о своей деятельности. Это, конечно, должно сделать рынок более прозрачным. Однако не вполне ясно, как будет организована отчетность. Через терминальные сети ежедневно проводятся миллионы операций, и ЦБ понадобится особая система учета этих данных, иначе проверяющие просто утонут в море беспорядочной информации.