07.06.2008

Азиатское будущее печатных СМИ

По данным Associated Press, в мире наблюдается рост тиражей периодики. Впрочем, издателей газет и журналов эта новость вряд ли обрадует, постольку позитивная динамика отмечается лишь в развивающихся азиатских и южноафриканских государствах.

В мире наблюдается рост тиражей периодики. Об этом, как пишет "Лента.Ru", свидетельствует исследование, проведенное Associated Press. Несмотря на то, что в европейских странах и США наблюдается существенное уменьшение тиражей печатных версий газет, в развивающихся азиатских и южноафриканских государствах в 2007 году зафиксировано существенное их увеличение. Общий рост мировых тиражей в прошлом году составил 2,6%.

По данным Всемирной газетной ассоциации (ВГА), наибольшее увеличение тиражей газет зафиксировано в Индии и Китае, где ежедневно продается 107 млн экземпляров. Представитель ВГА Ларри Килман считает, что "рост тиражей в этих странах обусловлен ростом доходов населения, уровня грамотности и увеличением количества свободного времени".

В США и Европе, напротив, наблюдается противоположная ситуация. В 2007 году тираж американских газет снизился на 3%, а за последние пять лет тиражи снизились на 8%. Аналогичная ситуация наблюдается в Европе, где этот показатель в прошлом году составил 1,9%. Генеральный директор ВГА Тимоти Болдинг отрицает предположение о скором исчезновении печатных СМИ и замену традиционных газет их электронными аналогами.

Однако, как со ссылкой на исполнительного директора Гильдии издателей периодической печати Юлию Казакову отмечает "РБК daily", "по прогнозам экспертов, в ближайшие 10-15 лет ожидается постепенное снижение совокупных печатных тиражей газет. Такая тенденция связана с бурным развитием новых медиа, в частности Интернета". Об этом свидетельствуют и данные исследовательской компании "Комкон", согласно которым, аудитория традиционных СМИ постепенно сокращается: в период с 2002 по 2007 год аудитория газет уменьшилась с 60 до 51%.

Одним из факторов, сдерживающих рост тиражей во всем мире, является широкое распространение бесплатных изданий. Таким образом, они отвлекают часть аудитории и увеличение тиражей газет является нерентабельным. По мнению г-жи Казаковой: "Бесплатные газеты привлекают в основном нечитающую аудиторию, в первую очередь молодежь, которая привыкла сегодня бесплатно получать информацию. Таким образом, косвенно бесплатная пресса сдерживает рост платной прессы, претендуя на часть рекламного пирога".

Снижение тиражей газет в европейских странах заставляет их издателей идти по пути реструктуризации бизнеса. Далеко не всегда этот процесс протекает гладко. Последний яркий пример - майская забастовка сотрудников ведущей французской газеты Le Monde, объявленная в знак протеста против планов сокращения рабочих мест.

Как писала тогда "Российская газета", в последние годы Le Monde испытывает значительные финансовые трудности, а ее тираж постепенно сокращается. По самым приблизительным расчетам, убытки газеты за 2007 год составили около 20 миллионов евро. Чтобы справиться с непростой ситуацией, помимо сокращения рабочих мест, акционеры издания намерены закрыть ряд убыточных проектов и модернизировать инфраструктуру газеты с тем, чтобы "снизить нерациональные расходы". Не исключено также, что саму редакцию переведут в другое здание, аренда которого будет менее дорогой.

Но с проблемами столкнулась не одна Le Monde. Как отмечало тогда же РИА "Новости", глубокий финансовый кризис, вызванный острой конкуренцией с интернет-сайтами и бесплатными изданиями, а также увеличением стоимости производства, переживает вся печатная пресса Франции, включая самые авторитетные и крупные газеты.

Проблемы наблюдаются и у американских печатных СМИ. Например, в феврале 2008 года из-за возникших финансовых трудностей было произведено сокращение штата во влиятельной американской газете New York Times. Знаменитую на весь мир редакцию пришлось покинуть 100 журналистам. Таким образом, ее штат уменьшился на восемь процентов.//Евгений Трофимов

smi.ru