21.05.2008

Антимонопольная служба хочет оштрафовать "Филип Моррис": в отношении компании возбуждено дело о нарушении правил конкуренции

В нарушении закона "О защите конкуренции" компанию уличило управление федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Красноярскому краю. Как пишет "Коммерсант", главную сбытовую компанию Philip Morris в России ООО "Филип Моррис Сейлз энд Маркетинг" обвиняют в заключении с ритейлерами договоров , запрещающих продвижение продукции других табачных марок.

Нарушения обнаружились в ходе плановой проверки. Заместитель руководителя УФАС по Красноярскому краю Олег Харченко говорит, что подозрения вызвали договоры "Филип Моррис Сейлз энд Маркетинг" с одиннадцатью хозяйствующими субъектами края. Эти документы предусматривали выделение лучших мест на полках магазинов для табачных изделий Philip Morris, при этом оговаривалось, что другие производители и поставщики сигарет не могли размещать рекламные стенды в местах продаж. Это стало основанием для возбуждения дела по признакам нарушения федерального закона "О защите конкуренции", а именно - статьи "Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов" (ч. 2 ст. 11 ФЗ).

Следует заметить, что изделия Philip Morris и так занимают более тридцати процентов красноярского рынка, оставив конкурентов далеко позади. Напомним, что Philip Morris International (PMI) второй по величине табачный производитель в мире и в России (мировое первенство принадлежит Китайской табачной монополии, а на российском рынке PMI потеснили объединившиеся JTI и Gallaher). Philip Morris International владеет ЗАО "Филип Моррис Ижора" в Ленинградской области, ЗАО "Филип Моррис Кубань" и ООО "Филип Моррис Сейлз энд Маркетинг", чьи отделения открыты более чем в ста городах. В прошлом году компания реализовала российским дистрибуторам 90 миллиардов штук сигарет. Чистая выручка PMI по итогам первого квартала этого года составила - 6,3 миллиарда долларов.

За выявленные нарушения УФАС требует с компании штраф в размере 15% продаж на местном рынке - примерно тринадцать с половиной миллионов долларов.

Договоры, вызвавшие претензии антимонопольной службы, "Филип Моррис Сейлз энд Маркетинг" заключала со многими известными розничными сети Красноярска. Среди них - ОАО "Астория" (сеть "Астория") и ООО "Торговый дом Ленком" (входит в ГК "Ленком", развивающую одноименную сеть). Замдиректора ГК "Ленком" Елена Петрова заявила, что их компания не согласна с решением антимонопольной службы, поскольку договор на поставки был составлен в соответствии с законом, и нарушений в сделке допущено не было. В самой компании "Филип Моррис Сейлз энд Маркетинг" говорят, что УФАС не оповестила их о своих претензиях.

Между тем, представители УФАС считают, что на сегодняшний день ситуация вокруг конкуренции поставщиков в розничных сетях уже не так критична, как была раньше. Борьба с недобросовестной конкуренцией в Красноярском крае началась три года назад: тогда на прицеле у антимонопольной службы оказалась компания Coca-Cola. Она действовала по похожей схеме, заключая договора с с ритейлерами, которые подразумевали, что на полках не будет газировки конкурентов. Против Coca-Cola возбудили дело, и с тех пор многие компании решили отказаться от подобной практики.