21.04.2008
Russian Food&Drinks

Ностальгия по крымским портвейнам. Экспорт украинской винодельческой продукции в Россию в 2007 году



Исследования компании AlcoMarketReport

  Ведущие специалисты характеризуют текущее состояние алкогольного рынка России как период стабилизации. В 2006 году существенное влияние на структуру российского винодельческого рынка оказал ряд изменений, внесенных в российское законодательство. Нововведения коснулись процедур, связанных с выдачей акцизных марок, которые привели к дефициту винной продукции.  Резкому сокращению ассортимента способствовал и введенный в марте 2006 года запрет на импорт молдавского и грузинского алкоголя. За полтора года отсутствия молдавской продукции на российском рынке ее место в самом массовом низком ценовом сегменте заняла российская продукция. В итоге, если сравнивать долю импортных вин на российском рынке вина в январе-сентябре 2007 года с аналогичными месяцами бескризисного 2004 года, то этот показатель в натуральном выражении снизился с 43 до 32%. Вместе с тем за указанный период значительно увеличились поставки виноградных вин и виноматериалов производства Болгарии, Франции, Испании, Италии, Чили. В 2007 году хорошие показатели экспорта на российский рынок продемонстрировала и украинская винодельческая продукция.
  За девять месяцев 2007 года на российский рынок было легально экспортировано около 946,8 тысячи дал виноградных тихих и игристых вин, а также виноматериалов, что на 200,7 тысячи дал, или на 26,9%, превысило показатель аналогичных девяти месяцев 2006 года.
  Относительно января-сентября 2006 года стоимостный объем экспорта винодельческой продукции увеличился на 69,4%, а в сравнении с таким же периодом 2005 года – на 59,5%, составив почти $21,9 млн (рис. 1).

1

  В 2007 году некоторых изменений претерпела структура экспорта украинской винодельческой продукции. Так, в стоимостном объеме поставок существенно выросла доля игристых вин и шампанского украинского производства. Если в январе-сентябре 2005-2006 годов на такую продукцию приходилось около 20,7% объема экспорта, то в аналогичные месяцы прошедшего года – уже около 23,9%. Значительно вырос спрос на украинские виноградные виноматериалы. В первые три квартала 2005 года на них приходилось менее 1% объема вывоза в стоимостном выражении, в следующем году – около 4,7%, а в 2007-м – уже 5,1%. Соответственно, удельный вес виноградных вин тихой группы уменьшился с 78,7% в январе-сентябре 2005 года до 71% в таком же периоде 2007 года.
  ТИХИЕ ВИНА
  Экспорт украинских тихих вин на рынок Российской Федерации в январе-сентябре 2007 года составил около 734,5 тысячи дал, увеличившись на 118,2 тысячи дал, или на 21,8% относительно первого-третьего кварталов 2006 года. Стоимостный объем экспорта виноградных вин тихой группы в 2007 году превысил $15,5 млн-  это на 61,2% больше, чем в январе-сентябре предыдущего года. 

  Уместно было бы сравнить экспортные показатели 2007 года с 2005-м. Отметим, что в январе-сентябре 2006 года в связи с трудностями с отгрузкой украинской продукции в Россию (в силу проблем с новой российской акцизной маркой и запуском ЕГАИС) показатели девяти месяцев 2005 года достигнуты не были. В 2007 году рост экспорта в сравнении с январем-сентябрем 2005 года составил около 44% в стоимостном выражении. Видимо, некоторое влияние на рост поставок вина все же оказал запрет на импорт продукции молдавских производителей, который был введен в марте 2006 года. Если в январе-сентябре 2005 года доля России в стоимостном объеме украинского экспорта составляла около 84,5%, то за аналогичный период прошедшего года она выросла до 90,3%.
  Различие в изменении денежного и натурального объемов экспорта свидетельствует об изменении товарной структуры экспорта и удорожании продукции. Если в первом-третьем кварталах 2006 года средняя задекларированная стоимость отгруженных на российский рынок вин составляла около 1,78 $/литр, то в этоn же период 2007 года она выросла до 2,36 $/литр, то есть на 32,4%. В конце 2006 года были прекращены поставки продукции закарпатских виноделов - СП «Айсберг» (ТМ «Чизай»), ООО «Квадро» (ТМ Cotnar, Vinia, BeregWine), которая реализовывалась по цене всего 0,78 $/литр. В январе-сентябре 2006 года на продукцию этих двух предприятий приходилось более 24% натурального объема экспорта вин в Россию. В 2007 году возобновило поставки вин на российский рынок ООО «Квадро», однако партия была совсем незначительной.
  На фоне сокращения объемов поставок вин низкого ценового сегмента в структуре экспорта существенно возросла доля более дорогой продукции украинских виноделов. Так, в отчетном периоде более 76% стоимостного объема поставок на рынок России заняли вина известных крымских брендов «Массандра», «Инкерман» и «Коктебель» (табл. 1). 

2

  ООО «Агора» (Московская обл.) за девять месяцев 2007 года импортировало около 183,9 тысячи дал вин производства НПАО «Массандра» (АР Крым) на сумму $ 4929,5 тысячи. Заметим, что в сравнении с аналогичным периодом прошлого года стоимостный объем экспорта массандровских вин в Россию вырос на 22,6%, а средняя контрактная стоимость вин увеличилась на 43 цента, составив около 2,68 $/литр. 
 ООО «Инкерманский завод марочных вин» (АР Крым) за девять месяцев 2007 года экспортировал около 155,8 тысячи дал тихих вин на сумму $ 4428,1 тысячи, что значительно превысило показатель января-сентября 2006 года, когда объем экспорта составлял $ 1313,4 тысячи. Закупали вина предприятия ООО «Агора» и ООО «Легенда Крыма» (Москва).
  Отметим, что к началу 2007 года Первый национальный винодельческий холдинг (ПНВХ), в который входит этот завод, открыл свое представительство в Москве, что, вероятно, и позволило вывести продвижение вин на новый уровень и нарастить продажи на российском рынке.
Российский потребительский рынок обеспечивается винами ТМ «Коктебель» компанией «Союз-Виктан» (Москва), которая за последний год достигла значительных успехов. ЗАО «Завод марочных вин и коньяков «Коктебель» (АР Крым) за три квартала прошлого года экспортировало в Россию около 91,8 тысячи дал тихих вин, что в денежном эквиваленте составило около $ 2495,2 тысячи, превысив уровень января-сентября 2006 года в 2,5 раза.
  ИГРИСТЫЕ ВИНА
  Игристые вина и шампанское украинского производства в январе-сентябре 2007 года подверглись наименьшему подорожанию. Цена экспортированной в Россию продукции в текущем году составила около 3,69 $/литр против 3,33 $/литр в прошлом году. Рост стоимости шампанского не помешал украинским экспортерам существенно нарастить поставки таких напитков за рубеж. Натуральный объем экспорта украинского игристого в отчетном периоде составил около 141,9 тысячи дал, что на 76,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
  Как мы уже отметили, шампанское подорожало на 10,9%, вследствие чего стоимостный объем  экспорта в сравнении с 2006 годом вырос более высокими темпами – на 95,8%, достигнув $ 5,2 млн.
  В 2007 году украинское игристое поставлялось в 13 стран мира, при этом наиболее хорошие возможности для экспансии украинских игристых вин и шампанского сохранились в направлении России, которая заняла около 61,6% в стоимостном объеме украинского экспорта.
  Принимая во внимание, что первое полугодие 2006 года для украинского экспорта было не совсем удачным, объективным было бы сравнить текущие показатели с показателями 2005 года. Объем поставок первых девяти месяцев 2007 года был на 84% больше, чем в январе-сентябре 2005 года. То есть можно утверждать, что украинское шампанское пользуется все большей популярностью у российского потребителя.
  Среди пяти украинских предприятий, поставлявших свою продукцию в 2007 году в Россию (табл. 2), традиционно наиболее высокие показатели продемонстрировало ЗАО «Завод шампанских вин Artyomovsk Winery» (Донецкая обл., г.Артемовск).

3

  64 тысячи дал шампанского «Крым», «Серебряный век», «Артемовское» производства Артемовского ЗШВ за девять месяцев прошлого года было отгружено в Россию. Стоимостный объем экспорта вырос с $ 1287,3 тысячи в январе-сентябре 2006 года до $ 2795,7 тысячи в аналогичные месяцы 2007 года. По-прежнему партнерами предприятия в России были ЗАО «Регата» (г. Ростов-на-Дону), импортировавшее шампанского на сумму $ 1834,9 тысячи, ООО «Терминал-Сервис» (г. Калуга), закупившее продукции на $ 588,8 тысячи, и ООО «Легенда Крыма» (Москва) с показателем $ 372 тысяч. Средняя стоимость отгруженного в Россию шампанского без учета налоговой нагрузки составила около 4,37 $/литр.
  ГП «Завод шампанских вин «Новый Свет» (АР Крым) увеличило стоимостный объем экспорта шампанского в Россию в январе-сентябре 2007 года на 62% - до $ 1124,1 тысячи. ООО «Легенда Крыма» в отчетном периоде закупило около 21,9 тысячи дал шампанского ТМ «Новый Свет» по средней цене около 5,14 $/литр.
  Средняя стоимость экспортированного на российский рынок шампанского производства ГП «Севастопольский винзавод» (Севастополь, АР Крым) составила около 2,425 $/литр. Российские импортеры ООО «Агора» (Московская обл.) и ООО «Легенда Крыма» закупили около 40,1 тысячи дал игристых вин ТМ «Массандра», «Крымское игристое», «Мускатное игристое» на общую сумму $ 973,4 тысячи, что на 75% больше, чем в январе-сентябре 2006 года.
  ВИНОМАТЕРИАЛЫ
  Поскольку собственная сырьевая база не может обеспечить виноматериалами российское производство, с увеличением выпуска российских вин возросла потребность в винодельческом сырье. Лидерами по поставкам виноградных виноматериалов в Россию в 2007 году были Испания, Аргентина и Франция. Из Украины в январе-сентябре 2007 года было легально экспортировано в Россию около 144,9 тысячи дал винодельческого сырья, что на 21,1 тысячи декалитров больше, чем за аналогичный период 2006 года.
  Главной причиной невысокого роста поставок можно назвать дефицит виноматериалов, который ощущается на внутреннем рынке Украины, а также существенное удорожание винодельческого сырья. Так, в прошлом году средняя стоимость отгруженных виноматериалов, согласно таможенным декларациям, составила около 0,76 $/литр, тогда как в январе-сентябре 2006 года – только 0,49 $/литр.
  С другой стороны, за счет удорожания виноматериалов стоимостный объем экспортных поставок этого продукта продемонстрировал значительную положительную динамику. В 2007 году виноматериалов было экспортировано на сумму $ 1106,9 тысячи, на 84,1% больше, чем в первом-третьем кварталах 2006-го.
  Реализация виноматериалов российским операторам в прошедшем году оставалась выгодным направлением деятельности для четырех украинских производителей.
  Наибольший объем экспортных поставок виноматериалов в 2007 году зафиксирован у ЧП «Дионис» (Одесская обл.), которое реализовало российским предприятиям ООО «Роден Край» (Брянская обл.) и ОАО «Кашинский ЛВЗ «Вереск» (Тверская обл.) около 71 тысяч дал сухих виноматериалов на сумму $ 478,4 тысячи. Стоимость экспортированных виноматериалов составила от $ 0,52 за литр сухого необработанного виноматериала до $ 1,36 за литр десертного «Кагора».
  В третьем квартале 2007 года значительный объем десертных виноматериалов реализовало ООО «Староказацкий винзавод» (Одесская обл.). Приобретало виноматериалы ЗАО «Игристые вина» (Санкт-Петербург) по средней стоимости 1,1 $/литр. Общий объем экспорта составил в натуральном выражении около 32,3 тысячи дал, а в стоимостном – $ 354,2 тысячи.
  ООО «Бизнес-Вин» (Одесская обл.) в отчетном периоде продало 35,2 тысячи дал сухого виноматериала «Изабелла» предприятию ЗАО «Бодегас Вальдепабло-Нева» (Ленинградская обл.) по цене 0,6 $/литр. Стоимостный объем поставок составил около $ 211,2 тысячи.
  ЗАО «Измаильский винзавод» (Одесская обл.) экспортировало в Россию около 6,4 тысячи дал виноматериалов на сумму $ 63 тысяч. ООО «Калининградский винодельческий завод» (Калининградская обл.) закупило десертный виноматериал «Кагор» по цене 0,99 $/литр.
  ИМПОРТЕРЫ ВИНОДЕЛЬЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ
  Среди одиннадцати российских компаний, занятых в 2007 году в импорте украинских виноградных вин тихой группы, почти 78% стоимостного объема поставок обеспечили три оператора. Абсолютным лидером стало ООО «Агора», которое закупило крымских вин на сумму $ 7546,5 тысячи. Высокие показатели продемонстрировали также столичные предприятия ООО «Союз-Виктан» ($ 2495,2 тысячи) и ООО «Легенда Крыма» ($ 2033,9 тысячи).
  Игристые вина украинского производства в прошлом году импортировали пять российских операторов. При этом два из них охватили около 72% стоимостного объема поставок такой продукции. Крупнейшими поставщиками украинского шампанского на рынок России стали ООО «Легенда Крыма» ($ 1936,3 тысячи) и ЗАО «Регата» ($ 1834,9 тысячи).
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  Для украинских производителей наиболее важным рынком сбыта продукции после внутреннего остается рынок Российской Федерации, где стабильно высоким остается спрос, особенно на шампанское украинского производства. Украина на данном этапе демонстрирует второй показатель после Италии по натуральному объему импорта игристого в Россию.
  Как известно, 1 ноября 2007 года впервые после запрета на российский рынок были ввезены молдавские вина. Поскольку российские торговые сети уже давно заняты продукцией конкурентов, молдавские тихие и игристые вина не сразу заполнят полки магазинов. Составит ли продукция с молдавской родословной конкуренцию украинской и в каком ценовом сегменте - будет зависеть, главным образом, от стоимости молдавских вин. Ожидается, что цена молдавской винодельческой продукции будет на 20-30% выше, чем до введения запрета на ее ввоз. По мнению большинства специалистов рынка, имидж молдавского вина значительно подпорчен, тем не менее возвращение молдавских вин будет воспринято россиянами положительно в силу привычки потребления этой продукции.

Людмила Попович



FOODMARKET