07.04.2008
Логотип TNS gallup media asia

Похрустим? 44,3% казахстанцев потребляли чипсы в упаковке за последние полгода и 47,8% жителей Казахстана предпочитают сухарики

Считается, что чипсы случайно придумал Джордж Крам, индеец по происхождению (не путать с композитором Джорджем Крамом) 24 августа 1853 года, на курорте Саратога-Спрингс (США), работая шеф-поваром фешенебельного ресторана гостиницы Moon Lake Lodge. По легенде, одним из фирменных рецептов ресторана Moon Lake Lodge был "картофель фри".

Однажды на ужине железнодорожный магнат Вандербильдт вернул жареный картофель на кухню, пожаловавшись на то, что он "слишком толстый". Шеф-повар, Крам, решил подшутить над магнатом, нарезал картофель буквально бумажной толщины и обжарил. Впрочем, блюдо понравилось магнату и его друзьям.

В 1860 году Крам открывает собственный ресторан, на каждом столике которого стояла корзина с чипсами. Ресторан быстро стал модным местом среди приезжих на курорт богатых американцев. Рецепт прозвали "Чипсы Саратога". Через некоторое время чипсы стали самым популярным фирменным блюдом ресторана.

Крам не продавал чипсы на вынос, но вскоре из-за простоты рецепта чипсы стали предлагаться в большинстве ресторанов.

История возникновения сухариков менее интересная, но все же имеет свои корни. Как продукт сухарики известны давно, и нарезались они вручную и соломкой, но с момента возникновения процесса модернизации, сухарики приобрели новый статус. Дело в том, что сейчас производство сухариков представляет собой продуманный до мелочей, отлаженный процесс, что позволяет нам наслаждаться любимыми вкусами сухариков.

По данным исследования Media Marketing Index1 (сентябрь 2007 года), проводимого компанией TNS Gallup Media Asia, 44,3% казахстанцев потребляли чипсы в упаковке за последние полгода. (см. диаграмму 1) и 47,8% жителей Казахстана предпочитают сухарики. (см. диаграмму 2).

Диаграмма 1: Потребление чипсов в упаковке

Диаграмма 1: Потребление чипсов в упаковке

Диаграмма 2: Потребление сухариков в упаковке

Диаграмма 2: Потребление сухариков в упаковке

1 По данным MMI 2007 - опрос проводился в 20 городах Казахстана с населением 100 тыс. и более, среди людей в возрасте от 15 лет и старше. Объем выборки составил 3000 респондентов.

Если рассматривать рынок сухариков и чипсов в упаковке в целом, то видно, что среди жителей Казахстана не существует ярко выраженного предпочтение в потреблении чипсов или сухариков (см. диаграмму 1, 2).

При анализе степени знания и потребления марок чипсов в упаковке, представленных на рынке Казахстана видно, что пятерку лидеров чипсов возглавляет марка Чипсоны. На втором месте находится отечественный производитель, представленный маркой Алматы. И замыкает этот список марка Chip&Go.

Диаграмма 3: Наиболее популярные марки чипсов в упаковке среди жителей Казахстана

Диаграмма 3: Наиболее популярные марки чипсов в упаковке среди жителей Казахстана

При анализе степени знания и потребления марок сухариков в упаковке, видно, что пятерку лидеров возглавляет марка Кириешки. На втором месте находится марка Болжау, и замыкает пятерку марка 3 корочки.

Диаграмма 4: Наиболее популярные марки сухариков в упаковке среди жителей Казахстана

Диаграмма 4: Наиболее популярные марки сухариков в упаковке среди жителей Казахстана

Во многом популярность и знание определенных марок чипсов и сухариков в упаковке напрямую зависит от того, насколько активно они рекламируется. Именно поэтому значительную часть издержек составляет именно реклама. Например, на рекламу чипсов Болжау за 2007 год было потрачено всего 147 300$ (см. таблицу 1).

Таблица 1: Распределение рекламного бюджета по видам СМИ2

Media type TV Radio Outdoor Total
Brand Cost Cost Cost Cost
БОЛЖАУ (ЧИПСЫ) 147300$ 0 0 147300$
KRACKS 0 0 0 0
ЧИПСОНЫ 0 75121$ 0 75121$
FAN (ЧИПСЫ) 0 0 30891$ 30891$
ГРИЗЛИ 801681$ 0 0 801681$

2 Расходы на размещение рекламы приводятся в соответствии с официальными прайс-листами, без учета скидок и льгот.

Что касается бюджета, выделенного на рекламу сухариков, то из данных, которые приведены ниже в таблице (см. таблицу 2), мы видим, что на рекламу марки Кириешки, в общей сложности было потрачено 100 729$.

Таблица 2: Распределение рекламного бюджета по видам СМИ3

Media type TV Radio Press Outdoor Total
Brand Cost Cost Cost Cost Cost
КИРИЕШКИ 0 94643$ 6086$ 0 100729$
БОЛЖАУ (СУХАРИКИ) 147300$ 0 0 0 147300$
ГРИЗЛИ 554760$ 23112$ 0 0 577872$
ФЛIНТ 294332$ 0 0 9057$ 303389$

3 Расходы на размещение рекламы приводятся в соответствии с официальными прайс-листами, без учета скидок и льгот.

В заключение можно сказать, что, такой продукт, как чипсы и сухарики занимает достойное место на прилавках магазинов и в сердцах потребителей. Кроме исключительной закуски к пиву, чипсы и сухарики стали рассматривать как самостоятельные полноценные продукты. Отсюда и новаторские решения, идеи и новые рынки и проекты. И бесконечная тяга к усовершенствованию и движению вперед. И производители чипсов и сухариков не останавливаются на достигнутом, выводя на рынок все более различные на вид и на вкус чипсы и сухарики, которые уже так давно являются неотъемлемой частью нашего рациона.



TNS-GLOBAL.KZ