11.03.2008

И снова здравствуйте. На конкурсе «Евровидение» Россию опять представит Дима Билан

Дима Билан 24 мая в Белграде на конкурсе песни "Еворовидение-2008" Дима Билан исполнит песню Believe Me («Поверь»). Зрители и жюри в ходе голосования 9 марта предпочли Диму Александру Панайотову (участнику проекта «Народный артист») и Жене Отрадной (в чьей обойме хит «Уходи»). Как выразился ведущий телетрансляции решающего отборочного шоу Оскар Кучера, "трудно себе представить, как нужно любить свою страну, чтобы вновь пойти на этот шаг".

Популярный певец уже представлял Россию на конкурсе, причем весьма удачно: в 2006 году еврозрители присудили ему второе место. «Серебряных медалей» у нас всего две: у Алсу и Билана. Теперь Билан создаст (в нашей стране) прецедент двукратного участия в конкурсе. Случаи, когда один артист выступает на «Евровидении» несколько раз, крайне редки. Самый свежий пример -- Элена Папаризу. В 2005 году гречанка победила в Киеве; в 2001-м она же боролась за награду, правда, в дуэте Antique.

«Назначению» Билана предшествовал странный сюжет. Артист, как сообщали СМИ, лишился звездного псевдонима, то есть превратился в простого смертного по имени Виктор Белан (это его настоящее имя). Адвокатская коллегия Павла Астахова распространила заявление, согласно которому Виктору Белану, выступающему под именем Дима Билан, отказано в иске к компании «Стар продакшнс», то есть суд подтвердил права этой организации на сценический образ артиста и его имя. При этом продюсер певца Яна Рудковская заявила, что права на бренд «Дима Билан» принадлежат ее компании и что она подготовит жалобу на коллегию адвокатов Павла Астахова за распространение ложных сведений.

Двадцатишестилетний Билан -- наш вариант цивилизованного шоу-бизнеса. Он сотрудничает с западными продюсерами, выступает с живым звуком, записывает пластинки с хорошим фирменным саундом, рвется на Запад. Собирается записать три версии нового альбома: на русском, английском и испанском языках. Представляет Россию на всяческих зарубежных MTV-награждениях. А может и на «Евровидение» метнуться. Будем надеяться, с успехом.

Что даст Билану победа -- сказать трудно. Для него это не первый и не единственный шанс раскрутиться на Западе. Не говоря о том, что победа вообще-то ничего не гарантирует, а от «золотой медали» выигрывает не столько артист, сколько его страна. Конкурс-то проходит в стране-победителе, что рождает богатые коммерческие и пиаровские сюжеты, от коих польза и артистам, и телевидению, и СМИ. И стране, наконец.

Что в «Евровидении» хорошо, так это полная непредсказуемость. Зрители выбирают то легкомысленные англоязычные песенки, то национальные пляски (вспомним украинскую чемпионку Руслану), то тяжкие баллады (как у прошлогодней победительницы, «православной лесбиянки» Марии Шерифович). У нас принято писать: а) что конкурс насквозь политизирован; б) что его аудитория -- пенсионеры; в) что все это сто лет никому не нужно и к конкурсу серьезно относятся только в Восточной Европе; г) что смотреть это блестящее празднество просто-таки скучно. С последним пунктом все ясно: человеку с музыкальным вкусом смотреть и слушать этот телеконкурс (как и любой другой) -- удовольствие небольшое. Смотреть еще куда ни шло, но двойные CD, сборники песен-участниц -- настоящая беда для ушей.

С остальными тезисами сложнее. Конкурс политизирован, но ровно настолько, насколько политизировано сознание обывателя. Он полвека назад и создавался как политический проект -- в разделенной Европе на «Евровидении» страны показывали себя друг другу. Теперь, когда Европа имеет общее тело (границы) и общую кровеносную систему (евро), конкурс становится в какой-то мере символом европейского расширения на восток. Это имеет отношение к шоу-бизнесу. Восточную Европу, особенно Турцию и Россию, на Западе считают привлекательным рынком. Народу, в том числе платежеспособного, много, спрос на развлечения растет...

Любопытно, что в последние годы страны с развитым шоу-бизнесом все чаще представляют профессиональные артисты. В прошлом году от Швеции (страны, которая со времен ABBA собаку съела на завоевании рынка) выступала очень известная в Европе группа The Ark. Ходили слухи, что ныне заявку от Швеции собиралась подавать некогда суперпопулярная во всем мире группа Europe. Реанимация? Может быть. Но раньше никто из западных артистов не ездил на «Евровидение», чтобы реанимировать популярность.

Насчет пенсионеров: они бывают всякими. Например, 80 и 60 лет -- это, вообще говоря, два разных поколения с полярными вкусами. Нынешний шестидесятилетний -- это тот, кому в 1980-е был «сороковник» (вполне активный возраст), в 1970-е -- и вовсе «тридцатник». То есть этим «юным пенсам» не чужды такие, например, «молодежные» стили, как панк и метал. Не то чтобы шестидесятилетние с утра до ночи слушали Sex Pistols и The Clash, но отторжения эти стили у них не вызывают.

Пример: победа в 2006 году в Афинах финнов Lordi -- до того просто культовой и «нишевой» среди металлистов группы. Десять лет назад такой команде, стопроцентному представителю узкой и закрытой субкультуры, и в голову не пришло бы подавать заявку. В нашем десятилетии артистам приходит в голову все что угодно. Масскульт меняется, и мы меняемся вместе с ним. Десятки лет рекорд-бизнес был ориентирован на подростков и молодежь. Сегодня здесь взрослая аудитория более привлекательна: эти хоть что-то покупают, хоть сборники старых кумиров. Молодежь не покупает вообще ничего -- все скачивает бесплатно из Интернета. Выходит, «Евровидение» для прежнего шоу-бизнеса -- второе дыхание. Или наоборот?

Александр БЕЛЯЕВ

Время новостей