01.02.2008

"Билайн" и МТС будут работать в самолетах. Операторы заключили соглашение с бортовым оператором OnAir

Самолет
фото:infoavia.ru
"Вымпелком" и МТС заключили роуминговое соглашение с бортовым оператором OnAir, который обеспечивает телефонной связью борты таких авиакомпаний, как Air France и Ryanair, сообщает газета "Коммерсант" со ссылкой на источники в российских сотовых компаниях. Это означает, что уже в скором будущем российские абоненты сотовых компаний смогут совершать звонки прямо из самолета. По предварительной оценке, "Вымпелком" и МТС увеличат свои годовые доходына10-12 миллионов долларов в год.

Пресс-секретарь "Вымпелкома" Екатерина Осадчая рассказала "Коммерсанту", что соглашение с OnAir было заключено в октябре прошлого года. С того момента оператор начал предоставлять услуги сотовой связи своим абонентам на борту принадлежащего компании Air France самолета Airbus A318. "Сейчас эта услуга имиджевая, но мы рассчитываем, что парк самолетов, на которых работает OnAir, существенно расширится и предоставление услуг сотовой связи в самолетах станет экономически выгодно", - надеется Екатерина Осадчая. Она также добавила, что компания МТС также заключила договор с OnAir.

Как сообщил "Коммерсанту" представитель компании OnAir, пока услуги сотовой связи на борту своего самолета оказывает только Air France. Собеседник издания отметил, что авиакомпания начала шестимесячное тестирование этой возможности в декабре прошлого года, а в настоящий период возможность предоставления сотовой связи тестируется на рейсах авиакомпаний BMI (Великобритания), TAP (Португалия), Royal Jordanian (Иордания), Ryanair (Ирландия), Air Asia (Малайзия), Shenzhen Airlines (Китай), Kingfisher Airlines (Индия).

Он также рассказал, что Ryanair планирует установить систему OnAir на 25 самолетах уже в ближайшие 6 месяцев. Для того, чтобы обеспечить пассажиров самолета услугами сотовой связи, в салоне самолета устанавливают базовую станцию, которая через спутник связывает абонентов в самолете с наземными сетями, пишет "Коммерсант". Услуга позволяет пользоваться сотовым на протяжении всего полета, поскольку никаких помех в работе систем навигации не возникает.

Компания OnAir была основана в 2005 году. Летом 2006 года Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) одобрила комплектование лайнеров системой OnAir, позволяющей использовать на борту мобильные устройства в стандарте GSM. Контролирующим акционером является информационная сеть Международного общества связи для авиации (SITA), остальные принадлежат Airbus.

Представитель "Вымпелкома" рассказал "Коммерсанту", что абоненты компании, которые летят в оборудованном системой OnAir самолете, могут отправлять SMS и передавать данные по протоколу GPRS. Голосовые сервисы абоненты оператора смогут использовать с апреля. Стоимость отправки SMS с неба для абонентов "Вымпелкома" составит 15 рублей, а услуги передачи данных по GPRS обойдутся в 25 рублей за 50 Кб.

"Коммерсанту" не удалось уточнить небесную тарификацию в МТС, однако источник издания, знакомый с тарифной политикой оператора, сообщил, что за вызов в России с борта самолета абонент МТС заплатит 79 рублей, за SMS -11 рублей, за использование GPRS-интернета - 21 рублей за 50Кб. По словам собеседника "Коммерсанта", с февраля абоненты МТС смогут воспользоваться услугами голосовой связи, а ближе к весне - GPRS-роумингом.

Пресс-секретарь Северо-Западного филиала ОАО "МегаФон" Мария Георгиевская рассказала "Коммерсанту", что их абоненты также смогут пользоваться телефоном в самолете с весны этого года. "В прошлом году заключила соглашение с бортовым оператором, название которого пока не разглашается. Такое сотрудничество проходит в рамках обычного роумингового соглашения между операторами",- отметила Георгиевская.

"Коммерсант" пишет, что, помимо OnAir, в этом году аналогичные проекты запускает American Airlines, оснащающая системой AirCell 15 своих Boeing-767-200. К запуску собственных систем Интернета и электронной почты для пассажиров готовятся американская JetBlue, австралийская Qantas и Lufthansa.

Аналитик ИК "Финнам" Алексей Аверков заявил "Коммерсанту": "В Россию летает большинство авиакомпаний, с которыми сотрудничает OnAir: Air France, BMI, Royal Jordanian и Ryanair. Объем их пассажироперевозок в Россию и обратно можно оценить в примерно в 300 тысяч пассажиров в год. Среди них клиентов МТС и "Вымпелкома" - около 120 тысяч человек. За счет них потенциальная выручка МТС и "Вымпелкома" может составить 10-12 миллионов долларов в год".