21.01.2008

Год рекордных продаж. Российский автомобильный рынок вырос на 30%

В 2007 году российский рынок легковых и легких коммерческих автомобилей увеличился более чем на 30%, до 2,58 млн машин. Основной рост обеспечили иномарки, продажи которых взлетели на 61%. Лидеры рынка иномарок прогнозируют в 2008 году рост продаж на уровне 40%, при этом удержать завоеванные позиции обещают и отечественные производители.

Третий рынок Европы По оценке комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, в 2007 году в России было продано 2,585 млн легковых и легких коммерческих автомобилей. Это на 30% превышает результат 2006 года, говорит представитель комитета, директор по маркетингу ЗАО "Форд мотор компани" Ирина Шароватова. Основной рост пришелся на иномарки, которых было реализовано на 61% больше, чем в 2006 году.

В относительном выражении темпы роста несколько снизились: в 2006 году рынок иномарок вырос на 65%, напоминает Шароватова.

Участники рынка отмечают, что продажи многих моделей были ограничены квотами, установленными автопроизводителями. "В 2007 году было продано около 52 тыс. автомобилей Mitsubishi Lancer двух поколений - тем самым мы выполнили план",- говорит глава дистрибутора японской марки в России Дмитрий Роткин. По его словам, спрос превышал предложение, однако увеличению продаж мешали производственные возможности Mitsubishi.

"На 2008 год мы договорились о поставке 75 тыс. Lancer, однако я уверен, что мы могли бы продать больше",- отмечает Роткин. Лидер российского рынка иномарок - концерн GM также столкнулся с нехваткой автомобилей.

Как рассказал генеральный директор GM по России и СНГ Яцек Горски, сроки ожидания на популярные модели Chevrolet и Opel составляют несколько месяцев, иначе компания могла бы продать в 2007 году больше машин.

По словам главы "Фольксваген групп Рус" Оскара Ахмедова, сейчас в России на тысячу человек населения приходится только 200 машин. Это ниже, чем в Западной и Восточной Европе. Кроме того, существующий парк автомобилей значительно устарел и требует скорой замены, считает Ахмедов. При этом в Москве и Санкт-Петербурге рынок уже близок к насыщению. Сейчас основной рост продаж показывают российские города с миллионным населением, в том числе в Сибири и на юге России, отмечает Шароватова. При этом речь идет не толькоо массовых иномарках, но и о машинах класса премиум. "Мы были удивлены тем, насколько успешно продаются автомобили Cadillac в Краснодаре",- признается Горски.

Вторая машина в семье Основным структурным изменением российского автомобильного рынка стало увеличение доли автомобилей класса B. Если в 2006 году доля таких машин составляла 12,1% от всех продаж, то в 2007-м она увеличилась до 16,7%.

Очень часто такие машины покупают женщины в качестве второго автомобиля в семье, отмечает Шароватова. Также с 18,7% до 20,2% увеличилась доля внедорожников. А сегмент С сократился с 47,9% до 42,1%.

В 2007 году Россия стала приоритетным рынком для всех крупных автопроизводителей.

Новые модели появляются на нашем рынке так же быстро, как и в других странах. В таком внимании нет ничего удивительного - по итогам 2007 года Россия заняла третье место в Европе по продажам новых автомобилей, вплотную приблизившись к Великобритании, отмечает Ахмедов. По прогнозам Минэкономразвития, выйти на первое место России удастся уже к 2011 году. Большинство участников рынка разделяют это мнение.

Lada считают вместе В 2007 году ценовая конкуренция между продукцией отечественных автопроизводителей и иномарками усиливалась. Несмотря на то что АвтоВАЗ в течение года не повышал цены, стоимость автомобилей Lada еще к началу 2007 года выросла до уровня бюджетных иномарок.

Если еще несколько лет назад продажи иномарок и отечественных машин все эксперты считали отдельно, то сейчас можно говорить о едином рынке и смело объединять статистику продаж, считает Ахмедов. АвтоВАЗ в 2007 году увеличил реализацию автомобилей на 6,2%, до 663,5 тыс. машин. В начале года предприятие испытывало проблемы со сбытом, однако летом продажи пошли в гору, и осенью на заводе даже пришлось вводить субботние смены.

Продажи УАЗов также увеличились, а производство автомобилей "Волга" в течение года снижалось. В группе ГАЗ связывают будущее легкового сегмента с запуском автомобиля GAZ Siber, при этом "Волга" будет производиться до тех пор, пока это приносит прибыль. Практически прекратились продажи автомобилей "Ока" - в 2007 году их выпускал только Серпуховский автозавод, однако из-за перехода на китайские двигатели цена таких машин превысила $5 тыс., в результате чего продажи упали до 4 тыс. в год.

В 2008 году АвтоВАЗ сделает все, чтобы как минимум удержать продажи, уверен аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Севастьян Козицын.

Сейчас АвтоВАЗ обсуждает условия продажи блокпакета акций концерну Renault, и компании нужно показать наилучшие результаты. По мнению Козицына, продажи УАЗа будут расти, а спрос на "Волгу" и "Оку" продолжит снижаться.

В 2008 году рост замедлится Эксперты и участники рынка сходятся во мнении, что в 2008 году рост рынка замедлится. По оценкам, на которые ориентируется Volkswagen, в 2007 году в России было продано 2,3 млн легковых автомобилей, в 2008-м их продажи увеличатся до 2,55 млн машин, а к 2015 году объем рынка достигнет 3,5 млн штук, заявил Ахмедов.

Это очень пессимистичный прогноз, считают остальные участники рынка. По словам Дмитрия Роткина, столь невысокий рост возможен лишь в двух случаях: насыщения рынка иномарок уже в 2008 году или резкого сокращения продаж отечественных брэндов. Но иномарки в 2008 году продемонстрируют рост 40%, при этом отечественные производители сохранят свои объемы продаж, считает Роткин. По словам главы российского представительства Volvo Дэвида Томаса, более вероятным кажется рост до 2,6-2,7 млн легковых машин в 2008 году. В Ford и GM также ориентируются на более оптимистичные прогнозы, чем в Volkswagen. Чуть меньше прогнозирует только агентство "Автобизнесинфо" - 30-35%.

Впрочем, в количественном выражении прирост продаж будет практически таким же, как и в 2007 году, считает руководитель проекта Роман Гуляев.

В среднем в 2008 году иностранные автопроизводители рассчитывают на 40-процентный рост продаж. По словам Роткина, план продаж Mitsubishi на 2008 год составляет 140 тыс. машин против 100,6 тыс. в 2007 году. Toyota намерена увеличить продажи на 37%, с 145,5 до 200 тыс. автомобилей. По словам главы марки Volkswagen в России Дениса Петрунина, компания рассчитывает увеличить продажи с 32 тыс. до 60 тыс. автомобилей. Суммарные продажи GM превысят 300 тыс. автомобилей (в 2007-м - 260 тыс.), сообщил Яцек Горски.

СЕРГЕЙ ИВАНОВ

Ежедневная биржевая газета «Business & Financial Markets»