14.01.2008

XEROXШайтан-картинка. Читатели Sostav.ru заметили сходство нового логотипа XEROX с флагом Киргизии

 На прошлой неделе Sostav.ru опубликовал статью о новом логотипе компании Xerox. Перед тем как новость попала в редакционный архив, мы обратили внимание на дискуссию материала, вызвавшую дополнительные вопросы у редакции. Наши читатели отметили сходство логотипа компании с национальным символом Кыргызстана, отображенном на флаге, и  логотипом приставки X-Box. Дабы дополнительно привлечь внимание рекламистов к рассматриваемой проблеме, мы попросили различных специалистов прокомментировать мнения наших читателей.

Итак, предметом спора стал новый логотип компании Xerox, якобы напоминающий центральный символ флага Киргизии - круг-солнце с расположенной внутри стилизованной юртой. "Красное знамя" было принято 3 марта 1992 Верховным советом Республики, а авторами проекта значатся ученый С. Иптаров, художники Б. Жайчибеков, Ж. Матаев, архитекторы М. Сыдыков и Э. Айдарбеков. Логотип Xerox, сменившийся впервые за 40 лет, о национальном жилище киргизских народов ничего не упоминает, здесь, по заявлению компании, новое изображение символизирует "cвязь бренда с потребителями, партнерами, производством и инновациями". Логотип разработан агентством Interbrand.

XEROX


Специалисты по корпоративной айдентике Depot WPF Brand & Identity считают, что знак компании должен выражать в символической форме самую суть бренда (философию, основную идею, в этом роде). Возможно, новый знак компании Xerox изображает тундук. "Для тюрко-монгольских народов тундук - символ отчего дома, он изображен на флаге Кыргызстана и символизирует единство народов, проживающих в стране", - подчеркивают они.

XEROX



Независимый эксперт Алексей Михайлов еще раз отметил обсуждение статьи, вызвавшей споры на Sostav.ru: "Так и в очередной раз - на "излете" обсуждения ребрендинга компании Xerox комментатор с неброским ником "так зашел" снова продемонстрировал широту кругозора составовских читателей", и добавил: "Недаром, как справедливо отмечал Фагот-Коровьев: "вопросы крови - самые сложные вопросы в мире". Кто знает, в каких глубинах генетической памяти дизайнера Интербренда, измученного скучно-правильным Цюрихом, всплыли теплые волны ветра, гуляющие по широким киргизским степям и основной символ родного очага - уютная юрта".

А главный редактор журнала Identity и генеральный директор студии ArtGraphics.ru Андрей Пуртов предположил, что шум вокруг логотипа возник из ничего. "Меньше всего я бы обращал внимание на сходство с чьим-то флагом или знаком. Компании такого уровня перед ребрендингом в обязательном порядке проводят тщательный юридический анализ, стало быть, юристы сочли, что риска противопоставлений нет. Безусловно, некоторое графическое сходство с изображением на флаге Кыргызстана есть, но идеологического заимствования я не вижу, так как графика на киргизском флаге обозначает тундук - отверстие, служащее для освещения и воздухообмена в юрте. Xerox же опоясывает своим логотипом земной шар - тривиальная визуализация стратегии глобальной экспансии", - считает Пуртов.

"Воистину, поразительно, какую вековую мудрость Востока заложили в символику своего знака энциклопедически образованные специалисты Интербренда, - полагает Алексей Михайлов. - Единственное, что несколько омрачает ситуацию, что немногим ранее ее уже использовали другие специалисты - по государственной символике Кыркызской Республики, поместив этот знак на свой государственный флаг, что, собственно, и отметил внимательный читатель Sostav.ru". Эксперт напоминает, что название компании - производное от греческого xer - "сухой". "И пусть злопыхатели говорят, что в "креативных закромах" ведущих брендинговых агентств "хоть шаром покати" (обращая внимание на использование "шаров" многими компаниями - прим. редакции), мы-то теперь знаем, какой "космический" размах скрывается за сухой строкой названия корпорации Xerox", - добавляет Алексей Михайлов.

Логотипы слева на право: Sony-Ericson, Билайн, Мегафон, AT&T, X-Box, XEROX


Куда более серьезным упущением главный редактор журнала Identity Андрей Пуртов считает потерю с ребрендингом старых ценностей компании Xerox: "И это намного более серьезное упущение, чем сходство с логотипом X-Box, изображением на флаге Кыргызтана или чем-либо еще". Эксперт резюмирует следующим: "От "цифрового будущего" Xerox решил повернуться к "будущему для людей" - желание очень похвальное, но любые маркетинговые стратегии эффективны только при правильном дизайне, а это, на мой взгляд, явно не лучшая дизайнерская работа Interbrand". Пуртов связывает это с тем, что в большой компании сложен процесс принятия решения и вероятность, что будет утверждено что-то хорошее, снижается.

Что ж, соглашаясь с дизайнерами можно говорить о том, что время на 100% уникальных и новых знаков, к сожалению, проходит и сегодня очень сложно создать простой и безошибочно узнаваемый символ уровня Mercedes или Nike. В заключение приведем слова известного тюрколога Айрата Галямзинова, любезно предоставленные Алексеем Михайловым: "Юрта - это символ долготерпения и гармонии. В Юрте самое отдалённое от входа место называется Тёр, который считается самым почётным. Сколько раз гости Тенгир Тоо рвались на Тёр, но хозяева Юрты терпеливо молчали, оставляя суд Высшему, Небесному Хозяину, который всё видит через Тюндюк. Пророк Иса (т.е. Иисус) в своё время своих учеников учил так: Когда приходишь в гости, не старайся занимать Тёр. Если вдруг придёт человек более уважаемый, чем ты, тогда хозяин дома скажет: "Уступи место!". По-видимому, Xerox все же не уступил истории, признав за собой неоднозначный и смелый символ киргизских степей.

Дмитрий Захаркин, Sostav.ru