06.12.2007

Радость утюга. Россияне все активнее скупают бытовую технику

Радость утюга Потребительские интересы россиян все больше смещаются от деликатесов и одежды к бытовой технике и электронике. Об этом свидетельствуют данные последних исследований социологов и специалистов по маркетингу. Более половины наших соотечественников активно приобретают электротовары, а рынок бытовой техники РФ вышел на 7-е место в мире. Как отмечают специалисты, невиданный ранее интерес к бытовой технике нередко подавляет элементарные культурные запросы.

О своем активном участии в покупке бытовой техники и электроники исследователям ROMIR Monitoring сообщили 55% опрошенных россиян. При этом наш среднестатистический потребитель на ее приобретение расходует 5,4% доходов, или вдвое больше, чем обычный европеец. Бум в этом секторе привел к тому, что, по данным Deutsche Bank, российский рынок бытовой техники вышел на чистое 7-е место в мире, с объемом 25,6 млрд. долларов.

Эксперты отмечают: рост потребления быттехники связан не только с увеличивающимися доходами населения, но и с массированной рекламой в СМИ. «Россияне оказались неподготовлены к такому валу рекламы, обрушившемуся на них, – пояснил «НИ» финансовый аналитик Сергей Попов. – Под давлением рекламного пресса люди зачастую покупают вещи, которые им не нужны. К тому же грамотность отечественного покупателя все еще достаточно низка, многие не в состоянии оценить ни сам продукт, ни его необходимость».

Кроме психологического фактора, специалисты указывают и на объективные причины, способствующие постоянному росту продаж электротоваров. «Высокие показатели реализации подстегиваются постоянным техническим прогрессом. На рынке с достаточно высокой периодичностью появляются новые технологии, как, например, новые диски для записи информации Blue-ray. Во многих случаях новая техника несовместима со старыми стандартами, и это вынуждает потребителей приобретать новый, современный товар. Поэтому в ближайшие 2–3 года ожидать спада продаж не стоит», – считает г-н Попов.

Несомненно, когда есть возможность купить новую кофеварку или телевизор, это хорошо. Но, к сожалению, страсть менять домашние приборы на новые вытесняет другие потребности. По данным социологов, за последние три месяца менее 10% россиян выбирались в кино, театр, на концерт, выставку или иное культурное мероприятие. Только 7% путешествовали. 70% наших граждан прямо заявляют, что все свободное время полностью посвящают домашнему хозяйству.

Между тем средний американец или европеец тратит на всевозможные развлечения около четверти доходов, а в отдельных странах ЕС этот показатель доходит до 33%. Конечно, при этом надо учитывать и существенную разницу в заработной плате россиян и, скажем, немцев. Однако не только это объясняет стремление большинства получить все блага цивилизации, не выходя их дома. По мнению Екатерины Костюковой, маркетолога компании – крупного производителя бытовой техники, российские потребители до сих пор ждут от домашних приборов чего-то большего, чем просто решения бытовых проблем.

АНДРЕЙ ДОЛГИХ

Новые Известия