07.11.2007

Автодилерам поправки к закону «О защите прав потребителей» грозят разорением. Особенно пострадают продавцы китайских авто

С 11 декабря вступит в силу Федеральный закон РФ от 25 октября 2007 года № 234-ФЗ «О внесении изменений в закон РФ «О защите прав потребителей», который позволит покупателям возвращать автомобили в течение двух недель по­сле покупки, сообщает РБК daily. Автодилеры уверены, что это изменение может существенно навредить их бизнесу, поскольку однажды проданный автомобиль теряет 10-20% в цене, а дилерская маржа составляет в среднем 6-7% от цены автомобиля. По мнению участников рынка, первыми от нововведения пострадают дилеры китайских и российских автомобилей, а также дилеры с невысокими объемами продаж.

Поправки к закону упростят процедуры возврата и обмена дефектных автомобилей. Если потребитель обнаружит в автомобиле «недостатки», он сможет вернуть его в течении 15 дней, а если в течение года машина находилась в автосервисах суммарно более 30 суток, то ее можно будет вернуть или обменять. Срок гарантийного ремонта не должен превышать 45 суток. В противном случае, владелец авто может требовать компенсацию.

«После покупки автомобиль ставится на учет в ГАИ и теряет 20% цены. А дилерская маржа составляет 6-7%. При этом автопроизводитель компенсирует дилеру только расходы на гарантийный ремонт, а мелкие «недостатки» в этот перечень не входят. Покупатели часто бывают недовольны машиной после покупки, и мелкие дефекты не редкость», – рассказал РБК daily гендиректор «Инком-Авто» Владимир Франке. Он считает, что нововведенные поправки спровоцируют большое количество злоупотреблений, таких, например, как требования покупателей сделать им скидки под угрозой возврата машины.

Член совета директоров «Автомира» Игорь Кроливец сетует: «Раньше в законе говорилось о возврате автомобиля при наличии существенных недостатков и предполагалось проведение экспертизы. Теперь слово «существенные» убрали, а экспертиза не обязательна». По его словам, у китайских брендов есть явные трудности с наличием запчастей и выполнением гарантийных обязательств. Таким образом, когда количество претензий превысит критическую черту, многие дилеры просто перестанут заниматься этими брендами. Кроливец заявил, что «Автомир» намерен добиться изменения поправок, подключив Российскую ассоциацию автомобильных дилеров.

Президент Favorit Motors Владимир Попов назвал авторов поправок «людьми, враждебно настроенными к дилерскому бизнесу». Он считает, что поправки превзошли по своей жесткости даже аналогичный закон США. «Дистрибьюторов китайских брендов ожидает катастрофа. Китайцы не связывают себя компенсациями по качеству», – резюмировал Попов.

Руководитель отдела общественных связей ИРИТО (дистрибьютор китайских брендов Great Wall, Hafei, BYD) Андрей Матвеев считает, что новая схема возврата автомобилей может стать ударом по дилерам с небольшими объемами продаж. В пятницу и на дилерской конференции АвтоВАЗа в Тольятти обсуждались эти поправки. Представитель АвтоВАЗа заявил РБК daily, что завод не намерен выступать с инициативами по изменению закона.